Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Японии :: Н. И. КОНРАД - ЯПОНИЯ. НАРОД И ГОСУДАРСТВО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
вого строя следовало бы ожидать 
образования нового сословия именно в это время, когда племя Ямато развилось уже 
в достаточно организованную единицу и когда оно столкнулось с целым рядом 
континентальных культурных влияний; 
2. с последующей эпохи мы видим все более и более выступающий в явственном виде 
сословный характер монархии, который должен был корениться в предшествующей 
эпохе; 
3. последующая эпоха начинается с попытки построить абсолютное государство 
бюрократического типа, что возможно лишь при существовании целого, сложившегося 
в народ, и при базировании на каком-нибудь его слое; попытка эта закончилась 
неудачей, и абсолютная монархия сменилась властью родовой знати, — 
аристократического сословия, что опять-таки не могло бы случиться, если бы это 
сословие не было бы уже соорганизовавшимся. Поэтому чрезвычайно желательно и 
важно проверить такой подход к событиям этого периода и по достоинству оценить 
их социальное значение. 
    В эпоху еще Юряку мы встречаем уже два таких дома: это — Отомо и Мононобэ, 
представители старинных, восходящих еще ко времени самого Дзингу, родов. 
Впоследствии к ним присоединяется дом Сога и, после упадка Отомо, между Сога и 
Мононобэ начинается борьба за власть и влияние. Интересно, что борьба эта 
связана с судьбами буддизма в Японии: занесенный на японские острова именно в 
этот период — впервые в царствование Киммэй (540 — 571), буддизм успел 
приобрести себе сильных покровителей в лице Сога. Традиционная японская 
«школьная» история даже всю эту борьбу рассматривает, как ведущуюся 
исключительно из-за буддизма, так как если Сога были его ярыми приверженцами, 
то Мононобэ — его не менее ярыми противниками. Но, конечно, буддизм был лишь 
или одним из моментов, из которых сложилась борьба, или же поводом к ней. 
Борьба, закончившаяся победой Сога, привела к торжеству буддизма. После падения 
Мононобэ, у новой религии уже не было сильных противников и, когда у нее 
нашелся еще один покровитель, в лице принца Ммая-до, известного под именем 
Сётоку-тайси, который долгое время фактически правил страною под руководством 
Сога, — торжество буддизма было полным. 
    Положение царей среди этой борьбы было чрезвычайно жалкое: один из них 
Судзюн был даже убит в 592 г. по приказу Сога. Сам добродетельный и энергичный 
принц Сётоку-тайси — крупнейшая фигура всего периода, был также в значительной 
степени послушным орудием в руках этого же Сога. И если кто и помог 
впоследствии царской власти вновь, как будто бы, занять прежнее положение, то 
опять-таки представитель того же нарождающегося сословия — Каматари, основатель 
знаменитой аристократической фамилии Фудзивара. Взамен рухнувшего Отомо, 
уничтоженного Мононобэ и павшего Сога — на авансцену истории выступил новый дом.
 Родовая знать становилась настолько значи тельным — и качественно, и 
количественно — явлением, что историческая арена не оставалась незанятой ее 
представителями. Гонцом периода следует считать 645 г., когда произошло 
официальное преобразование патриархальной монархии в государство нового типа. 
Поэтому грани периода таковы: от конца царствования Юряку с 480 г. по 645 г. — 
1-й год Тайка. От начала определенного выделения трех домов до падения дома 
Сога. 
2. Эпоха сословно-аристократической монархии (645—1192 г.г.)
    В 645 г. Япония превращается окончательно в государство: производится 
«великая реформа» — «Тайка», как это звучит в японизирован-ном китайском 
произношении двух китайских иероглифов «Да» — великий, и «Хуа» — реформа, и это 
слово становится официальным названием годов правления Котоку, т. е. так наз. 
«нэнго», официальным обозначением годов царствований отдельных властителей, на 
основании которых и велось летосчисление впоследствии. Тайка — первое японское 
нэнго; до этого времени обычай специально именовать годы царствований не 
существовал, и лишь с этого момента он входит в силу и сохраняет свое 
непререкаемое значение вплоть до наших дней. 
    Основным содержанием периода является образование, укрепление, развитие и 
падение сословной аристократической монархии. Япония из совокупности родов, 
принадлежащих к одному или двум родственным племенам, превращается в 
государство монархического типа. Это значит, что развитие племени, родового 
строя приводит — в силу разных причин, к тому, что можно именовать уже 
определенно нацией и в социальном, и в экономическом смысле. С этого времени, 
при всем существовании, конечно, еще отдельных родов, мы имеем дело с нацией, 
японским народом. С другой стороны, принимает окончательные формы и сама 
организация верховной власти: вернее — впервые власть Сумэра-но-ми-кото 
начинает рассматриваться, как верховная в полном смысле этого слова. Из 
родового царька Сумэра-но-микото становится монархом, царем — власть которого 
является в принципе единственной на протяжении всей сферы территориального 
влияния его народа. И, наконец, — и это наиболее характерный признак 
превращения, величайшее его проявление — как весь государственный строй, так и 
концепция верховной власти получают юридическую санкцию. Впервые в Японии 
взамен обычного права появляется писанный закон. Япония переходит к 
систематическому законодательству, охватывающему все стороны ее жизни и быта. 
Наряду с этим устанавливается и регламентируется и весь правительственный 
аппарат. Таким образом, и в социально-экономическом отношении, т. е. в смысле 
междуродовой организованности и появления первого сословного расслоения вместе 
с переходом к иным формам совместного хозяйства, взамен изолированных; и в 
политическом отношении, т. е. в смысле организации определенного 
государственного строя с правительственным механизмом и верховной властью, 
простирающими свое влияние на всю страну; и в юридическом отношении, т. е. в 
смысле ю
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-