|
они или вымирают, или оттесняются в другие места, или же ассимилируются и
сливаются с народом господствующим.
Помимо этих главных источников следы существования этих инородцев
обнаруживаются и в некоторых других памятниках древности: так проф. Курита
собрал и издал те отрывки, которые уцелели от погибших ныне описаний различных
провинций и среди которых можно отыскать упоминания, приурочиваемые к тем же
Цутигумо *). В некоторых политико-исторических сочинениях ранней Японии, как,
например — Сэйдзи-Ёряку *), проф. Кита находит такие же указания на них. Словом,
исторического материала по вопросу о Цутигумо довольно много, и он позволяет
нам установить два факта: время существования этого племени с тех пор, как оно
соприкоснулось с японцами, и территорию, на которой оно встречалось. Если таким
временем признать, согласно указанному выше, период до четвертого века по Р. X.,
то по вопросу о территории, занимавшейся Цутигумо, приходится сказать, что мы
имеем ряд указаний на то, что эти инородцы обитали в самых различных местностях
древней Японии. Как Кодзики и Нихонсеки, так в особенности Фу-доки находят
Цутигумо и на острове Кюсю — в его юго-восточной, восточной и центральной
частях (провинции: Хюга, Бунго и Хиго) и на главном острове Хонсю, в самых
различных его пунктах: и в самой южноцентральной части (провинция Сэтцу), и на
востоке (провинция Хитати) и на северо-востоке (провинция Муцу) и в областях
северо-западного побережья (провинция Этиго). По-видимому, они были
распространены на очень широком пространстве, так как ряд других свидетельств
соединяет с именем Цутигумо еще и другие местности. Во всяком случае, в свое
время они были многочисленным и широко раскинувшимся племенем, с которым
пришлось японцам столкнуться и с которым они имели то или иное соприкосновение
в течение всех первых веков своей истории.
В связи с этим возникает второй вопрос: если существование Цутигумо
засвидетельствовано историческими источниками, если мы знаем приблизительно
время и место их этнической деятельности, то каково же происхождение этого
племени или, быть может, даже племен?
Все то, что мы можем извлечь в настоящее время из работ японских ученых,
исследовавших проблему Цутигумо, особенно в связи с общим вопросом об
аборигенах Японии, — несмотря на сравнительное обилие исследований, дает
картину полной неопределенности ответа на поставленный вопрос. Все сводится
исключительно к нескольким гипотезам, в той или иной степени вытекающим из
привлеченного материала, иногда же являющимся плодом скорее остроумных догадок
и смелых предположений, чем результатом обработки источников. Вопрос до
настоящего времени считается нерешенным и ждет новых материалов, причем именно
здесь историк оказывается поставленным почти в полную зависимость от археолога:
исторические данные о Цутигумо извлечены и изучены, но они сами по себе вопроса
о происхождении и этническом характере этих инородцев решить не могут. Среди
следов «каменного века» Японии, в курганах и пещерных остатках — вот где
приходится теперь искать данных, могущих пролить свет на эту проблему.
Первый ряд гипотез утверждает полную этническую самостоятельность Цутигумо,
являющихся либо непосредственно малайцами, либо же родственным им племенем;
либо же каким-то особым племенем, может быть, в свою очередь сложившимся из
других более мелких, или же только фигурирующим под различными наименованиями.
На малайской гипотезе стоит проф. Миакэ, вторую точку зрения — впрочем, лишь с
некоторой оговоркой, могущую быть отнесенной к гипотезам этнической
самостоятельности Цутигумо — разделяет проф. Кита, соединяющий их с
упоминаемыми в исторических памятниках совершенно неопределенными племенами
Кудзу, а также и инородческими элементами провинции Хида, в центральной части
западного побережья Хонсю. Кита хочет видеть в Цутигумо предков этих позднейших
инородцев и находит себе поддержку в свидетельстве Хитати-Фу-доки (описание
провинции Хитати), где определенно указывается на тождество племен Цутигумо с
одной стороны и ряда других, именуемых этим описанием — Кудзу, Саэ-ги, — с
другой. Впрочем, этим не решается вопрос об их полной самостоятельности, тем
более, что в другом месте мы встречаем определенное отождествление одного из
перечисленных племен — именно Саэги с другим крупным этническим элементом
древней Японии — народом Эбису.
Группа гипотез, предполагающих этническую зависимость Цутигумо от других
этнических элементов древней Японии, сводится или к утверждению полной
неопределенности этого наименования, долженствующего, по мнению проф. Кобаяси,
обозначать всех вообще инородцев раннего периода существования японского народа,
— или же к отожествлению их с другими какими-нибудь исторически известными
инородческими племенами. Так поступает тот же Кобаяси, утверждающий, в развитие
своей основной мысли о несуществовании собственно отдельных Цутигумо, что это
наименование одинаково прилагалось и к племенам Эбису, и к племенам Кумасо, так
что все древнейшие записи, говорящие будто бы о Цутигумо, следует относить
именно к этим последним двум племенам; по этому же пути идет и проф. Накада,
объединяющий Цутигумо с другими древнейшими обитателями Японии — племенем
Коро-боккуру. Накада в подтверждение своей мысли ищет лингвистических
доказательств и хочет видеть в самом японском слове «Цутигумо» искажение
айнского «тонтикамуй» *), слово, которым прежние Эбису — нынешние Айну,
обозначали этих Коробоккуру, с которыми им приходилось сталкиваться в процессе
своего расселения. Наконец, существует возможность соединения этого племени с
многочисленным и сильным народом Эбису, который занимает такое большое место в
древней японской истории. На это указывает в своих последующих работах тот же
Кита, проводящий Цутигумо через тождество с Коробоккуру к тождеству с Эбису,
которые, в свою очередь, по его мнению, были вполне тождественны с тем, что
японцы именовали Коробоккуру. К этому ведет приведенное выше указание одного из
исто
|
|