|
с окружающими племенами.
Историческое повествование передает нам ряд сказаний об известном японском
эпическом герое, царевиче Яматодакэ или Яматотакэру — сыне последующего
властителя Кэйко, который совершил ряд победоносных походов и на юг в Кюсю,
против обитавших там Кумасо, и на восток о. Хонсю, против Эбису. Цикл этих
сказаний, если снять с них мифологическую и эпическую оболочку, в общем, рисует
довольно отчетливую картину расширения сферы влияния племени пришельцев.
Укрепившись в Ямато, не тревожимые, надо думать, соседями, и сами еще
достаточно слабые, чтобы предпринимать какие-нибудь агрессивные действия против
них, пришельцы за предшествующий период успели настолько окрепнуть, что в этой
стадии уже оказались в силах и, может быть, были принуждены к этому
естественным ходом вещей, начать наступательные действия против соседних племен.
Это укрепление с своей стороны явилось, надо полагать, результатом
естественного роста племени, как в численном отношении, так и в организационном,
но в то же время обусловливалось и внешними факторами. Я полагаю, что к этой
эпохе, может быть, закончилось то полное слияние племени Тэнсон с племенем
Идзумо, о котором упоминалось выше. Пришельцы подкреплялись родственными
этническими элементами, может быть другими ветвями своего же племени, может
быть очень близкими по своему происхождению и культуре, и это повело к
расширению их территории и к увеличению политического значения, которое в этой
фазе несомненно могло иметь место, благодаря уже большей организованности
социального строя и общественно-экономических взаимоотношений внутри самого
племени. Исходя из «своей основной территориальной базы — Ямато, созданной
предшествующим периодом их жизни, пришельцы, благодаря своему росту, оказались
теперь владетелями большой территории, и это быстро привело их к
соприкосновению и враждебным отношениям с другими племенами. С другой стороны,
рост племени и его организованность толкали к агрессивности уже чисто
политической, так что все эти повествования о походах то самого Судзин, то
другого властителя Кэнко и его сына Яматода-кэ — содержат в себе несомненное
историческое ядро, как отражающее действительно возможные и необходимые факты.
Не впадая в скользкий «эвгемеризм», всю эпопею царевича Яматодакэ, вооруженного
«священным мечом», одним из упомянутых «трех священных предметов», можно
истолковать чисто исторически: племя Ямато, усилившись и укрепившись,
почувствовало в себе силы к наступательным действиям («Яматодакэ» может
этимологизироваться так: «Ямато — название провинции, отсюда — племени, в нем
жившего, т. е. японцев; «дакэ» — мужество — храбрость) и начало распространять
свою власть над соседними племенами; «священный меч», которым действовал
Яматодакэ — эмблема власти вообще, как один из «священных предметов», и
наступательной власти — как оружие — в особенности. И его эпопея указывает даже
путь этого расширения племени Ямато: это — юго-запад, о. Кюсю, где обитали
Кумасо, и восток Хонсю, где жили Эдзо. Эти два племени в действительности были
самыми многочисленными и сильными племенами в древнейшей Японии, и японцы
должны были с ними столкнуться. Если бы даже не было этих рассказов, мы должны
были бы искать где-нибудь других свидетельств об этих столкновениях, как
необходимых a priori. Начальная грань периода и его основное содержание не
только в общем смысле, но даже, в значительной степени, и в отношении фактов, —
нам известны. Без большого труда можно установить и конечную грань: это начало
крупных военно-политических движений, рассчитанных на широкий масштаб,
предпринимаемых уже в чисто организационном порядке и знаменующих собою
наступление уже новой эры — широкого государственно-исторического роста. Эра
эта находит себе отчетливое выражение в деятельности царя Тюай и особенно его
супруги — царицы Дзин-гу, бывшей деятельной сподвижницей и его самого, и затем
правившей самостоятельно от лица своего сына Одзин. Как раз эта эпоха
ознаменовалась крупными военно-политическими движениями, затронувшими не только
саму Японию, но задевшими даже и Корею. Царствование Тюай официальная
хронология относит к 192 г. по Р. X., каковой год и можно, следовательно,
считать рубежом двух периодов.
Итак, от Судзин — момента окончательного закрепления пришельцев в Ямато, до
Тюай — момента начала широкой политики, с 96 г. до Р. X. по 191 г. включительно
по Р. X. по принятой хронологии — период этнического, территориального и
политического роста японского племени, ставшего уже бесспорно доминирующим
среди всего прочего населения архипелага.
Г. Период широкой политической и культурной актуальности.
Весь тон этого периода ясно обозначается уже в его самой начальной фазе. В
правлении Тюай, каковым открывается новая эра, мы находим уже правильно
организованный поход во главе с самим царем на Кюсю, против все еще не
покоренных окончательно Кумасо. Тот факт, что все действия и подвиги Яматодакэ
не привели к окончательному результату, а поход Тюай и военные мероприятия его
супруги Дзиигу, взявшей после его смерти во время этого похода в свои руки
бразды правления, закончились полным подчинением Кумасо, после чего даже имя их
исчезает со страниц древних исторических памятников, — достаточно ярко
свидетельствует о различном характере этих движений. В предыдущем периоде —
эпическая борьба начинающего укрепляться племени со своими соседями, здесь —
уже то, что может именоваться почти войной, походом, военной экспедицией и т. п.
Сам царь предводительствует дружинами своего родного племени и руководит его
агрессивными устремлениями. Сейчас же вслед за Тюай и покорением Кумасо
происходит знаменитый поход Дзингу в Корею, обычно рисуемый как первый пример
агрессивных действии Японии по направлению к материку. Образ самой царицы —
этой эпической воительницы древней Японии, служит достаточным символическим
выражением возросшей мощи племени Ямато с его уже широкими сферами влияния.
Согласно японским историкам эта экспедиция воинственной царицы привела к тому,
что японское племя на некоторое время как будто бы утвердилось и на Корейском
полуострове; по крайней м
|
|