|
уже проложивший себе
победоносный путь из Индии в Китай, через него в Корею и оттуда далее — на
японские острова; замечаются и следы китайского даосизма, этого сложного
агрегата философских идей с чародейством; — и все это оказывает глубочайшее
влияние на все стороны японской культуры, то содействуя органическому процессу
развития, то ломая и нарушая его естественное течение, то — само поддаваясь
силе национальных культурных начал. Эти новые факторы, не являясь еще решающими
по своей роли в общей жизни народа и государства, имеют очень важное значение
для последующей эпохи, во многом ее подготовляя, ускоряя ее появление и
предрешая целый ряд будущих перемен.
И третий фактор характеризует эту эпоху в целом: это — этническая и
политическая актуальность японского племени, проявлявшаяся то в покорении и
ассимиляции инородческих элементов населения японских островов, распространение
территориального могущества и влияния и, наконец, даже вмешательство в жизнь
других стран, вроде Кореи: набеги на Корею то и дело проскальзывают в
исторических повествованиях об этой эпохе. В целом, эта эпоха рисует картину
молодого, оформляющегося этнически и политически народа, исполненного
актуальности во всех отраслях своей жизни, начинающего создавать свою
национальную культуру и впитывающего в себя уже в большей или меньшей степени
культурное достояние соседних высокоразвитых цивилизаций; синтоизм в соединении
с начатками китаизма и буддизма, — вот символ эпохи ранней патриархальной
монархии.
По вопросу о гранях этого первоначального этапа государственной жизни
Японии, — можно сказать лишь то, что нам более или менее ясен его конечный
момент — это 645 г. по Р. X., год проведения знаменитой «реформы» Тайка, иначе
говоря — момент официального преобразования патриархальной монархии в
организованное сословное государство. Об этой реформе будет речь ниже, —
поэтому здесь я останавливаюсь лишь на начальном моменте эпохи. Ее можно
начинать по-разному: либо с первого монарха такого типа — Дзимму, о котором уже
упоминалось неоднократно, т. е. с 660 г. до Р. X. по официальному летосчислению,
или же приблизительно с нашей эры по более достоверной хронологии; 2) либо с
527 г. по Р. X., — т. е. с момента, начинающего ТОЧНУЮ хронологию, 3) либо же с
эпохи Инке-Юряку, т. е. 412 — 480 гг. по Р. X., представляющей период более или
менее достоверных исторических событий и дат, 4) либо с момента появления
первых хронологических обозначений в Кодзики, т. е. с 258 г. В виду того, что в
мою задачу не входят описания всех конкретных событий эпохи, но лишь общая ее
характеристика, я думаю, что будет методологически правильным брать эту
последнюю дату, различая уже внутри самой эпохи периоды большей достоверности
или меньшей. С этого же года мы вправе считать первый государственный строй уже
обозначившимся и общее течение событий уже историческим. По Кодзики это
приходится на год смерти монарха Суд-зин, по Нихонсеки — на 58 г. регенства
Суйко, правившей от имени своего сына Одзин. Поэтому общие грани эпохи и
обозначаются как 258 и 645 г. по Р. X.
Наряду с этим мы можем устанавливать и известные этапы внутри этой эпохи в
целом. Весь процесс, обозначенный этими гранями, в общем настолько разнообразен
в смысле своего конкретного течения в форме различных событии и фактов, что в
нем самом мы в состоянии собирать эти отдельные факты в группы и обособлять эти
последние друг от друга. Возникает вопрос о периодах, на которые распадается
вся эпоха, т. е. тех стадиях, из которых последовательно слагается общее лицо
всей эпохи.
Здесь я допустил бы возможность для полноты картины условно выйти из
пределов собственно истории и включить в общую схему и периоды еще историей не
проверенные и хронологически не обоснованные, но все же более или менее ясные с
этнографической точки зрения. Я имею здесь в виду и период самого Дзимму, и
даже предшествующий ему «век богов». Если современная наука еще не смогла с
достаточной авторитетностью выделить из соответствующих отделов Кодзики и
Нихонсеки чисто исторические элементы, то это не означает, что их там вообще
нет. В общей сети явной мифологии несомненно зиждятся и зерна исторической
действительности; мифологическое отражение реальных фактов должное иметь место
во всякой мифологической системе, каковую несомненно представляют эти два
исторических памятника. Поэтому, не вдаваясь совершенно в раскрытие историзма
этих двух отделов, мне кажется, возможно привлечь их в общую схему, толкуя со
стороны исключительно этнической. С такою оговоркой можно предоставить
следующую схему первой исторической эпохи Японии:
* А) Век богов.
* Б) Период утверждения в провинции Ямато (660 — 96 до Р. X. ).
* В) Период первоначального этнического и политического расширения (96 до Р. X.
- 192 по Р. X. )
* Г) Период широкой политической и культурной актуальности (192 — 480).
* Д) Период социальной дифференциации и возвышения отдельных родов (480 — 645).
А. Век богов
Период, именуемый таким образом по традиции Кодзики и Нихон-сёки, обнимает
собою, в сущности говоря, совершенно неопределенный и, пожалуй, неопределимый
промежуток времени. Начало его восходит к эпохе абсолютно доисторической, ко
времени зарождения тех племен, актуальность которых впоследствии создала и
этнологию, и историю Японии. Иначе говоря, исходный пункт периода помещается в
«Такамагаха-ра», т. е. в проблематической прародине японского племени. Но если
нам совершенно неясна начальная грань периода, его конечная рисуется с большею
определенностью: это отрыв от первоначальной нам известной территории,
населяемой этим племенем, т. е. островом Кюсю, с его равниной Цукуси, и переход
на Хонсю — в провинции Ямато. Смешивая мифологию, или полуисторию с историей
можно было бы сказать: период этот начался с момента «нисхождения» божества
Ниниги из Такама-гахара на гору Такатихо в Кюсю и закончился основанием Дзимму
постоянной резиденции в Касивара на Хонсю. От Т
|
|