|
таизма
и буддизма; период, характеризующийся созданием своеобразной формы
государственной власти, могущей считаться в полном смысле этого слова
национальной, типичной именно для Японии, т. е. системы так наз. Сёгуната *) —
военной империи с одной стороны и священной монархий — с другой, существующих
одновременно, не покрывая друг друга; с социальной стороны характеризующийся
ростом и усложнением общественных подразделений и взаимоотношений, в связи с
господством военного сословия; и со стороны идеологической — характерным
созданием национальной системы всего мировоззрения, так наз. Бусидо «путь
воина», причудливо сочетавшей в своем составе и этические, и эстетические, и
метафизические элементы, восходящие то к родному синтоизму, то к китайской
философии, то к буддизму.
* IV. Эпоха вторжения европейской цивилизации, начавшаяся почти на наших глазах,
еще продолжающаяся, и, вероятно, не скоро имеющаяся закончиться; эпоха
столкновения исконного, национального, выработанного в предыдущий период, с
новым, чуждым по существу, но необходимым объективно, — столкновения,
повлекшего за собою пока еще только ломку и реформу, и не давшего еще
органических культурных продуктов своего взаимодействия и взаимопроникновения,
как то случилось после случившегося уже один раз в истории Японии такого
вторжения — именно культуры китайской и индийской.
Если приложить эту культурно-историческую схему к приведенным выше периодам
политического и социального развития Японии, то в этнографическую эпоху войдет
как почти недоступная историческому исследованию первоначальная жизнь японского
народа, так отчасти и первая эпоха ранней патриархальной монархии; к эпохе
вторжения иноземных цивилизаций отойдет II-я эпоха моей схемы, и к периоду
выработки национальной культуры должно отнести все эпохи вплоть до Мэйдзи, т. е.
до 1868 г., с какого момента начинается новый период — вторжения европейской
цивилизации. Разумеется, в таком приурочении и распределении невозможно
соблюдать точные хронологические рамки, так как начало какого-нибудь
культурно-исторического периода трудно полагать в каком-нибудь ограниченном
хотя бы годом, или даже более крупным сроком — моменте, так что все, только что
сказанное, носит только относительный характер, так как заметное вторжение той
же европейской цивилизации, например, началось отнюдь не с Мэйдзи, но имело
место задолго до Мэйдзи, еще в XVIII и даже отчасти XVII веке, т. е. в эпоху
феодальной империи Токутава.
1. Эпоха ранней патриархальной монархии (258—645 г.г.)
В общем и целом, рассматриваемая эпоха знаменует собою создание
первоначальных устойчивых форм государственной жизни японского народа, имеющего
за собою в глубине истории первоначальный период и стадию элементарного
родового строя и стоящего в будущем перед уже вполне организованным
государственным бытием. В течение этой эпохи — мы видим лишь образующееся в
естественном ходе вещей государственное устройство, в последующем — мы имеем
дело с организацией государства. Тут — естественное рождение и первое
сформирование силами, действующими в самом естественном процессе, там — работа
над организацией, процесс двусторонний: в одной части — действие тех же
внутренних сил, в другой — приложение внешних усилий. В первом случае — чисто
этническое творчество, во втором — творчество уже определенно политическое.
Как уже было неоднократно указано, весь этот период характеризуется
господством родового строя на патриархальной почве. Действие этого строя
обнаруживается и в чисто социальной сфере — в общественном быту: наличность
отдельных родов, связанных с некоторой территорией и имеющих своих старейшин; и
в государственной жизни — в той своеобразной концепции верховной власти,
которая в эту эпоху существует: концепции, трактующей главу нации
«Сумэра-но-микото» и в аспекте мифологически-культовом, и в аспекте
авторитарно-патриархальном. Монарх Японии этой эпохи — Сумэра-но-микото,
«верховный владыка», по терминологии того времени — primus inter parus в среде
прочих старейшин, имеющий наибольший авторитет по своему культовому значению, в
силу преемственного восхождения к богине Аматэ-расу, главному божеству японской
натурмифологии, и по своей исконной принадлежности к самому основному ядру
японской народности, — вероятнее всего к тому этническому элементу, который
условно именуется племенем Тэн-сон. Власть этого монарха покоится на этих двух
основаниях и оказывается, таким образом, ближайшим продуктом социологии и
идеологии патриархально-родового быта. Исследователь, желающий пролить свет на
сущность верховной власти в древнейшую историческую эпоху жизни японского
народа, уяснить себе сущность японского монархизма и понять его судьбу в
дальнейшем ходе событий, должен обратиться именно к этому патриархальному строю,
выяснить его этическую подоплеку, экономический характер, социальные
взаимоотношения и его идеологию. Первоначальный синтоизм, — эта система
мифологического мировоззрения, — вот где ключ ко всему этому пониманию, так как
в синтоизме находят свое яркое проявление все действующие социальные силы эпохи.
Натурмифология и родовой быт — основные слагаемые этого синтоизма, проникающие
друг в друга и взаимно друг друга претворяющие, создавая, таким образом,
своеобразную национальную систему и социального, и государственного, и
идеологического бытия.
Это — первый элемент, создающий периоды, наиболее «чистые» по-своему
происхождению и выявлению; но к нему вскоре же присоединяются и новые: уже в
эту эпоху в Японию проникают элементы китайской цивилизации в широком смысле
этого слова, включая сюда и буддизм. Элементы эти идут и из Китая,
непосредственно и через Корею, которая служила главным мостом для перехода
континентальной культуры в Японию. Заносится письменность, календарь, ремесла,
искусство и наука, появляется мощная религия — буддизм
|
|