|
нак государственной формы —
монархия (для I, II и VII эпох) и империя (для III, IV и VI эпох), с
определением эпохи неустойчивости политических форм или их переходного
состояния — как эпохи личных диктатур, каковое обозначение также содержит в
себе признаки форм государственной власти. Монархия, империя и диктатура, — вот
три формы государственного устройства, которые известны японской истории. При
сем вслед за этим, согласно вышеуказанному, в определения введен дополнительный
признак, в виде социального происхождения и обоснования каждой из этих форм. С
этой точки зрения в наименование входят такие обозначения, как «патриархальный»
— для социологической характеристики ранней формы политического устройства,
«сословно-аристократическая» — для ближайшего определения сущности монархии
последующей эпохи; «военная империя» — для оттенения связи этой формы
государственной власти с военным сословием; «личная диктатура» — для указания
на особый характер этой военной власти, связанной с определенной личностью;
термин «феодальный», как отличающий в том же социально-политическом смысле одну
из стадий господства того же военного сословия от предыдущих — именуемых
военной империей то одного дома (Мина-мото), то другого (Асикага); наконец,
термин «конституционная монархия» — своей приставкой — «конституционная» должен
указывать и на характер самой монархии, и на ее генетическую связь с третьим
сословием, обычно такие конституционные государства создающим. Следовательно,
если руководствоваться исключительно социологическим признаком, историческое
развитие Японии можно представить так:
* I. Патриархально-родовая эпоха, включающая в себя: и период мало достоверный
в смысле историчности самих конкретных фактов и возможности их хронологического
приурочивания, но ясный социологически; и период первоначальных форм, уже
определенно государственного бытия. Из моей схемы сюда относится первая эпоха
ранней патриархальной монархии.
* II. Эпоха господства аристократического сословия (родовой знати), включающая
в себя II-ю эпоху моей схемы и рисующая картину первого
сословно-государственного определения первоначальной патриархальной власти, —
ее конечное развитие и завершение.
* III. Эпоха господства военного сословия, включающая в себя все эпохи, начиная
с III-й и кончая VI-й моей схемы, и представляющая собою целый ряд этапов в
развитии самого военного сословия и форм его власти, начиная с выступления
простых военных дружин какого-нибудь родового властителя и кончая сложной
феодальной организацией.
* IV. Эпоха господства третьего сословия, принадлежащая по существу уже к
новейшему периоду Японской истории (VII-я эпоха моей схемы) и лежащая вне
собственно исторического обозрения, но уже достаточно ясно показавшая, если и
не главные моменты в развитии своего содержания, то, во всяком случае, свою
основную тенденцию.
При введении этой социологической картины в рамки общей истории и культуры
Японии может получиться новая схема, рисующая тот же процесс исторического
развития уже в ином плане, более широкого характера. Если руководствоваться при
установлении стадий в развитии культуры Японии признаками, характерными именно
для нее, имеющими место только на ее территории и в ее жизни, то весь ход
культуры может представиться в таком виде:
* I. Эпоха этнографическая, предшествующая, по существу дела, эпохам культурной
истории, понимаемой в своем специальном значении; эпоха выработки
первоначальных основ национальной культуры путем накопления материальных и
идеологических ценностей, создаваемых самостоятельно и в общении со всеми
прочими составными частями общей культурно-географической зоны. Для Японии эта
эпоха оказывается несомненно связанной с тихоокеанскими странами и материком,
главным образом — в лице Корейского полуострова, в самом живом общении с
которым Япония находилась со времен, по-видимому, доисторических; эпоха,
характеризуемая формами экономического быта, близким еще к чисто
«этнографическим», социальным устройством в виде первоначального
патриархально-родового строя, — в области идеологии — чисто мифологическим ее
выражением, покрываемым позднейшим термином «синтоизм», если понимать под этим
словом не то, что образовалось на этой мифологической основе впоследствии, но
что составляет саму основную ткань мировоззрения — именно: мифологическое
восприятие и мифологическая квалификация окружающих явлений и природы, и
человеческой жизни.
* II. Эпоха вторжения иноземных цивилизаций, знаменующая собою период
первоначального проникновения в Японию и внедрения в ее культуру, имевшую
доселе более или менее национальный, хотя и этнографически выраженный характер,
начал китайской и индийской цивилизации; период нераздельного влияния в
государственном быту китайской цивилизации периода Танской династий (618—907 г.
г. по Р. X. ); в социальном быту — столкновения естественно развившихся из
рамок патриархального родового строя общественных форм с типами и образцами,
явившимися из Китая вместе с теорией государства и верховной власти;
столкновение, повлекшее за собою преобразование в некоторой части и социального
устройства и оказавшее значительное воздействие на дальнейший ход развития
национальных общественных форм; в идеологическом отношении — период крепнущей
авторитарности с одной стороны, и создания религиозности под влиянием буддизма,
заменившего прежнее чисто мифологическое мировоззрение и мироощущение —
религиозным.
* III. Эпоха выработки основ национальной культуры, на почве прежнего
«этнографического» достояния и вновь пришедших и привившихся элементов к
|
|