|
зучения, и в настоящем «Очерке» будет и уместнее, и
методологически правильнее выдержать лишь один признак, как основание для всей
последующей классификации периодов и эпох, так и для их определения. Этот
признак определяется — как картина государственного бытия Японии; иначе говоря,
в основу последующих делений и определений будет взята история Японии, как
государства, и эволюции именно государственных форм и будет посвящено
дальнейшее описание. Этот признак явится доминирующим и строго определяющим
задачу. Разумеется, возможно базирование и на каком-нибудь другом признаке, и
тогда классификация и характеристики будут иные, но с точки зрения существа
дела, задач «Очерка» и методологических соображений, я останавливаюсь именно на
признаке политической формы.
По определении первых основных вех на этом пути, после того, как станут
более или менее ясными главные этапы в эволюции государственных форм, возникает
необходимость их ближайшего обоснования, в смысле связанности с бытием, уже не
столько государственным по преимуществу, сколько — в ближайшем значении этого
слова, — социальным. Проецирование политики в социологию в таком случае
является вторым методологическим приемом, связующим жизнь Японии, как
государства, с иными сторонами жизни японского народа: в дальнейшем возможно
было бы перейти к обоснованию самой социальной истории, в тесном смысле этого
слова — историей общей культуры страны, а отсюда — к отдельным элементам этой
культурной истории — к истории экономики и техники, или на другом полюсе — к
истории философии и научной мысли, и таким образом идя этим путем от верхушек к
недрам, — расширить постепенно рамки исследования, поместив сначала политику в
социологию, социологию же — в общую культурную историю.
Признак политической формы, как основной для характеристики всего
исторического процесса Японии, обязывает нас отнестись с особой осторожностью к
тому раннему периоду, который не только не отличается особой достоверностью —
ни в смысле фактическом, ни в смысле хронологическом, — но не может быть
охарактеризован даже, как та или иная стадия государственного бытия. Наиболее
ранние века японской истории должны быть отнесены к стадии этнографического
существования японского народа, но отнюдь не политического. Это всего лишь
эпоха образований из разных элементов того этнического целого, которое потом
выступит, как носитель истории в специальном значении этого термина; эпоха — в
своей последующей стадии — всего лишь постепенного оформления и укрепления
этого этнического целого и подготовки к выступлению уже в качестве некоторого
государственного организма. Поэтому в дальнейшем будут иметься в виду
преимущественно те моменты, которые относятся уже ко времени более или менее
сформировавшегося государственного бытия.
С точки зрения эволюции государственного бытия, в Японии можно обнаружить
наличность нижеследующих семи больших эпох:
* I) Эпоха ранней патриархальной монархии.
* II) Эпоха сословно-аристократической монархии.
* III) Эпоха первой военной империи Минамото-Ходзё.
* IV) Эпоха второй военной империи Асикага:
* V) Эпоха личных диктатур.
* VI) Эпоха феодальной империи Токутава.
* VII) Эпоха конституционной монархии.
В японских исторических сводах обычно принят иной порядок, отчасти и в
расположении, но, главным образом, в наименовании этих эпох. Эпохи именуются по
тому городу, который служил политическим центром каждой из них, — оказывался в
командующем положении по отношению ко всей прочей стране. Таким образом,
известный и наиболее надежный исторический свод: «История Японии по эпохам» —
Нихон-дзидайси, изданный частным университетом в Токио — Васэда, предлагает и
осуществляет такую схему деления:
* I) Древний период.
* II) Эпоха Нара (Нара — название города — столицы этой эпохи).
* III) Эпоха Хэйан (Хэйанкё — древнее название города Киото, столицы той эпохи).
* IV) Эпоха Камакура (Камакура — город, где находилось правительство эпохи).
* V) Эпоха северной и южной династии.
* VI) Эпоха Муромати (Муромати — название местности в Киото — местопребывание
фактического правительства).
* VII) Эпоха Адзути и Момояма (Адзути и Момояма — названия местностей, игравших
доминирующую роль в политической жизни).
* VIII) Эпоха правительства Токугава (Токугава — фамилия правящей династии).
* IX) Эпоха распада правительства Токугава.
* X) Эпоха переворота Мэйдзи (Мэйдзи — название годов царствования императора
Муцухито).
Такое распределение и наименование эпох мне представляется не совсем
удобным по двум причинам: во-первых, признак господствующего города является, в
сущности говоря, второстепенным в исторической обстановке и в лучшем случае
может служить лишь только символом действительного исторического содержания;
во-вторых — даже при следовании ему Васэда'ская история делает отступление при
описании эпохи господства дома Токугава, связывая эту историческую фазу не с
городом Эдо, как то делает большинство других японских исторических сводов, но
с именем правящей династии: поэтому здесь было бы последовательнее назвать две
предпоследние эпохи — VII-ую и IX-ую просто «эпохой Эдо», по столице того
времени (Эдо — нынешний Токио), и в параллель с эпохой Нара, Хэйан, Камакура и
т. д.
К этим соображениям присоединяется и то обстоятельство, что Васэ-да'ские
названия эпох не передают в своем содержании их характерных черт, — ни с точки
зрения эволюции политического или социального быта, ни со стороны хотя бы
общекультурной. Они не более как механическая номенклатура, в самой себе, еще
ничего не определяющая и не характеризующая.
Предложенная мною схема обозначений, как мне думается, избегает этого
последнего недостатка. В нее введен, во-первых, при
|
|