|
г. С 1912 г. началась новая фаза
существования Японии, еще не поддающаяся никакому прочному историческому учету.
2. Пространственные грани японской истории
А. Вопрос о первоначальной территории
Вторая часть исследования исторических граней Японии сводится к
установлению местонахождения японского племени в начальный период его жизни, —
как в смысле приурочения к определенному географическому пункту, так и в смысле
характеристики размеров общего территориального диапазона этнического и
политического влияния; с другой стороны — к вопросу: с чем в этом смысле
застает японский народ конец его исторического существования. И если для нас не
составит затруднения вторая половина проблемы, первая снова доставит не мало
хлопот.
Само собой разумеется, что вопрос о первоначальной территории, занимаемой
японским племенем, прежде всего должен рассматриваться в неразрывной связи с
предыдущей проблемой начального события и момента истории, органическую часть
которой он по существу и представляет. Здесь японская историческая география
оказывается в состоянии дать довольно много определенных сведений, основанных
на более или менее точных указаниях исторических и историко-географических
памятников, вроде упомянутых уже Фудоки. Если следовать официальной версии и
начинать японскую историю с Дзимму, то возникает необходимость исследовать обе
территории, связанные с его деятельностью, т. е. — место его первоначального
жительства и затем область его последующего закрепления, тем более, что при
всем осторожном отношении к историчности Дзимму, все это может пролить
некоторый свет на вопрос о происхождении японцев и помочь извлечению
исторических зерен из всего мифологического материала, из которого в
большинстве слагается повествование и о Дзимму, и о веке богов.
Как Кодзики, так и Нихонсёки совершенно определенно указывают, что первым
местом «земного» расселения японского племени была страна, именуемая Цукуси. Мы
имеем достаточно точные указания, что под этим именем в древнейшее время
обозначался весь остров Кюсю, так что в общем указании на местопребывание
древнейших японцев яа заре их истории — затруднений нет. Но при ближайшем
определении, если мы захотели бы установить точно отдельные пункты, являющиеся
центром этого местопребывания, — сейчас же появятся и затруднения, и
разногласия. Началом заселения японцами этой области считается момент,
мифологически изображаемый, как нисхождение с неба (или из неопределенной
местности Такамагахара) внука солнечной богини Аматерасу бога Ниниги на гору
Такатихо в Хюга, каковая область — понимаемая, как центр всей Японии, была
определена ему во владение; в знак этого он и получил упомянутые уже выше три
священных эмблемы верховной власти. Начало исторического существования потомков
этого Ниниги застает их все еще в этой местности, но ближайше определить это
уже не легко.
О провинции Хюга мы еще можем, пожалуй, с большой уверенностью сказать, что
она помещалась на юго-востоке о. Кюсю, что же касается самого центрального
пункта — горы Такатихо, то о ее местонахождении имеется два мнения: одно,
видящее в древней Такатихо нынешнюю гору того же наименования, расположенную в
уезде Усуки в провинции Хюга, другое, — считающее этой Такатихо нынешнюю гору
Кирисима на самой границе двух провинций: Хюга и Осуми. Если за первой версией
стоит факт одноименности, то за второй — тождество в реальной картине. Дело в
том, что согласно всем этим древнейшим упоминаниям, та гора, на которую «сошел»
Ниниги, состояла из двух отдельных вершин, и это как раз совпадает с тем, что
представляет собою гора Кирисима, тогда как нынешняя Такатихо является одиноким
пиком. Сторонники этого мнения обходят прямые указания исторических памятников
со ссылкой на то, что эти последние писались позднее, когда прежние
географические воспоминания уже стерлись и в самих названиях произошла путаница,
вследствие чего гораздо важнее смотреть на описание места при его определении,
чем на его наименование. Последнее время историки склонны признать большую
достоверность этого второго объяснения.
В связи с этим оказывается возможным предположить и весь район
первоначальной деятельности японского племени до Дзимму и в первую половину его
периода, до переселения на Хонсю. Считая центральным пунктом эту Такатихо, т. е.
нынешнюю гору Кирисима, ареной первоначальной деятельности японцев нужно
признать равнину юго-восточного Кюсю, именуемую обычно в современных
географических описаниях страны — равниною Цукуси. Это вполне согласуется и с
другими данными, касающимися этой древнейшей стадии жизни японского племени:
мифология дает нам термин Тоё-асивара-мидзухо-но-куни, своеобразное
поэтически-географическое обозначение Японии, имеющее смысл приблизительно
вроде: «страна обильных рисовых полей на равнине с густым тростником», и
указывающее на равнину; а также и этнографические сведения, удостоверяющие тот
факт, что основной пищей для японцев служили продукты земледельческие. Все это
вместе взятое даже заставляет нас искать место первоначального расселения
японцев на какой-нибудь равнине.
Таким образом, удобная для земледелия, плодородная по почве равнина Цукуси
на о. Кюсю, с центром в виде горы Кирисима (древняя Такатихо) и должна
считаться ареной первоначального оформления и укрепления на почве японского
архипелага основного ядра будущего японского народа, и первый период
владычества Дзимму должен быть приурочен именно к этому месту. В этом
согласуются все данные: и исторические, и мифологические, и этнографические, и
даже лингвистические; все более и более развивающаяся археология несомненно
подтвердит этот факт.
Подобным же образом довольно ясно представляется нам и территория нового
местожительства японского племени после переселения Дзимму на «восток», т. е.
на о. Хонсю. Это — провинция Ямато, расположенная в его южно-центральной части,
с цен
|
|