|
будет сопровождаться ссылкой, чтобы
не загромождать текст. Но в конце каждого параграфа приводится литература, в
которой интересующиеся могут найти приводимые в этом параграфе факты, а также
много интересного на ту же тему.
Литература:
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 г.
Шафаревич И. Русофобия. Сочинения. М. 1994. Т. 2.
Graetz H. Geschichte der Juden, Bd.11.
Моммзен Т. Римская история, т. III.
Журнал «Красный Архив», тт. IY, YI, X.
Журнал «22», Тель-Авив, 1978 г.; Дон Левин «На краю соблазна».
Кожинов В. Журнал «Святая Русь», N 3, 2000.
Margolina Sonja. «Das Ende der Lugen». Berlin, 1992.
Shahak Israel. «Histoirejuive — Religion juive. Le poids de trois
millenaires» 1996.
Зеньковский В. В. На темы историософии. Тайна Израиля. Санкт-Петербург,
1993.
Рид Д. Спор о Сионе (Перевод с английского).
Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. М, 2001.
Шульгин В. В. Что нам в них не нравится. М, 1992.
Глава 2
Античность
Внешне история Иудеи и иудеев в эпоху античности ничем не отличается от
истории любого небольшого государства Ближнего Востока и одного из многих
народов, населявших Средиземноморье. Одно время Иудея входила в сферу влияния
Египта. Потом была завоёвана (её северная часть) Ассирией, потом (остальная
часть) — Ново-Вавилонским царством. Большие империи того времени часто решали
национальные проблемы путём переселения входивших в них народов (как в 1940-е
годы в Советском Союзе или в Польше и Чехословакии, где немцы были выселены из
плотно заселённых ими областей). Такова же была участь иудеев («Вавилонское
пленение»). Подобные переселения способствовали созданию многочисленной
диаспоры. После подчинения Ближнего Востока Персидской империи часть иудеев,
пожелавших вернуться на родину, получила разрешение это сделать. Иудея, как
часть Персидского царства, была завоёвана во время походов Александра
Македонского и вошла в его империю. После его смерти она стала предметом споров
для двух эллинистических монархий: Птолемеев в Египте и Селевкидов в Азии. Она
не раз переходила из рук в руки, что сопровождалось опять значительными
переселениями иудейского населения в победившую страну. Но, в конце концов,
Иудея стала частью империи Селевкидов. Воспользовавшись ослаблением этой
империи и опираясь на поддержку Рима, всё более влиявшего на всё
Средиземноморье, Иудея на время опять добилась независимости, под управлением
сначала первосвященника, потом — царя. Однако, она всё более подпадала под
влияние Рима и в 6-ом году I в. после Р.Х. стала римской провинцией. Римское
господство вызывало восстания, сурово подавлявшиеся (что бывало и в других
провинциях). После восстания 66-70 гг. I в. после Р.Х., подавленного
императорами Веспасианом и Титом, был разрушен Иерусалимский храм и упразднено
звание первосвященника, но иудаизм как религия в Империи не притеснялся,
надолго сохранилась власть Синедриона (духовный суд), патриарха.
Однако, за этим фасадом, довольно стандартным для античной истории,
скрываются некоторые принципиальные отличия. Два фактора кардинально отличают
античных иудеев от других народов Средиземноморья: это их религия, т. е. Ветхий
Завет с содержащимся в нём учении об избранном народе, и необычная солидарность
и влиятельность иудейской диаспоры.
Ветхий Завет создал мировоззрение избранного Богом народа, которому
предназначена роль руководителя и властителя человечества, которому все другие
народы предназначены служить, ради которого весь мир, может быть, только и
создан. Мы соприкасаемся здесь с самым ядром интересующего нас явления. Это
поразительное, больше нигде не возникавшее мировоззрение в течение тысячелетий
определяло отношение еврейства к остальному человечеству. Поэтому мы попытаемся
сейчас по возможности охарактеризовать его рядом цитат из Ветхого Завета, даже
рискуя, быть может, утомить читателя обилием этих цитат.
«Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из
всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдём
с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог».
(Захария 8, 23)
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить
тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении Моём буду милостив к
тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни
ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.
Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы
совершенно истребятся».
(Исайя 60, 10-12)
«И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до
земли будут клан
|
|