|
мое сжатое описание её за тот исторический период, когда её
можно наблюдать. Это подготовительная работа для тех, кто в будущем попытается
глубже осмыслить её воздействие на судьбу нашего народа или всего человечества,
как бы исторический фон, на котором эту проблему, как мне кажется, следует
рассматривать.
Мы сталкиваемся тут с областью, которой посвящена громадная литература.
Мы же в этой работе будем опираться лишь на небольшую часть этих источников.
Здесь играет роль не только очевидная причина — неспособность автора охватить
всю литературу (часто невозможность достать источники, кажущиеся интересными),
но (что существеннее, и то, что литература эта в большей своей части
исключительно тенденциозна и вызывает мало доверия. Те возражения против
обсуждения «еврейского вопроса», которые приводились в начале параграфа,
являются не просто укоренившимися стереотипами мышления — это почти догматы
некоторого мировоззрения, и неподчинение им вызывает иррациональную ярость.
Силу пылающих тут чувств показывает диапазон аргументов, выходящих далеко за
рамки интеллектуальной дискуссии. Достаточно напомнить, что сейчас в ряде стран
Запада даже публичное выражение сомнения в цифре 6 млн. евреев, погибших от рук
нацистов, уголовно наказуемо тюремным заключением. По этой статье ряд лиц и
наказаны: одни отсидели свой срок, другие скрываются, третьи уволены без
надежды найти работу и без права на пенсию. Да и я сам, в период как раз
расцветавшей в нашей стране свободы и либерализма, лишь попытался коснуться
печатно «вопроса», сразу встретился с публичным требованием, чтобы моими
произведениями занялось КГБ (тогда оно ещё так называлось). И это со стороны
публициста, прокламировавшего преданность демократии! Тогда я впервые обнаружил,
что одно другому не противоречит. А это у многих порождает осторожность,
самоцензуру — того самого внутреннего редактора, которого все помнят по
временам коммунистического строя.
Естественно, что такое пристрастное и одностороннее освещение важного
вопроса вызывало, в качестве реакции, появление многих произведений
противоположного направления, столь же тенденциозных. В частности, за последнее
десятилетие в нашей стране. И они полны мыслями или сообщаемыми фактами,
которые именно из-за крайнего полемического стиля работ внушают сомнение. Тут я
сошлюсь на последнюю, по-видимому, работу В. В. Кожинова, опубликованную ещё
при его жизни. Она напечатана в выходящем в Минске журнале «Святая Русь» и
посвящена разбору недавно вышедшей также в Минске книги «Война по законам
подлости». Как говорится в статье Кожинова, книга посвящена в основном
«еврейскому вопросу», но в ней свалены в одну кучу вопрос, как он говорит,
«чрезвычайно существенный и чрезвычайно острый», и множество предвзятых мнений,
непроверенных слухов и мифов, сложившихся вокруг него. К числу их Кожинов
относит внушаемый книгой взгляд, что «всё зло в мире исходит только от одних
евреев», а также что «все евреи всех времён — злейшие враги России и всего
мира». К той же области он относит множество непроверенных и неправдоподобных
«фактов», содержащихся в книге, например, «Завещание Сталина», и вообще
представление о Сталине как принципиальном и последовательном борце с еврейским
влиянием («сионизмом»), а в особенности длиннейший список политических деятелей,
не симпатичных авторам, а потому скопом зачисляемых в евреи, с указанием их
«истинных» фамилий, неизвестно откуда взятых, например: Хрущёв, Суслов,
Горбачёв, Ельцин, Черномырдин, даже Геринг и Геббельс. Я привёл указание на эту
книгу лишь как один пример. Как же тогда извлекать из литературы те или иные
факты, как ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, составляющих в
целом этот «вопрос»? Надо было бы ограничиться источниками, заслуживающими
доверия, но «заслуживающими доверия» с чьей стороны? С какой точки зрения?
И всё же мне кажется, что существует ряд признаков, дающих возможность
отобрать источники (или определённые части их), которым можно доверять, хоть в
какой-то степени. Я перечислю эти признаки. На протяжении работы я буду именно
такими источниками пользоваться.
Во-первых, это те, которые можно назвать «первоисточниками». Например,
Ветхий Завет. Переводы его, за исключением некоторых деталей, не вызывают,
видимо, сомнений, так что по нему можно достаточно надёжно судить о духе
иудаизма. К той же группе источников можно отнести Талмуд и различные
комментарии к нему (например, «Шулхан Арух»). Вопрос о том, какими переводами
здесь пользоваться, более сложный, мы к нему в своём месте вернёмся.
Другой группой источников являются работы еврейских авторов. Например,
книги очень скрупулёзного еврейского историка Гершона Шолема, или высказывания
таких влиятельных еврейских мыслителей, как Ахад-Хаам или М. Бубер, книга
основателя сионизма Герцля, воспоминания одного из вождей этого движения Х.
Вейцмана, председателя Всемирного Еврейского конгресса Нахума Гольдмана и,
конечно, классическая «История евреев» Гретца.
К третьей группе можно отнести работы еврейских авторов, выступающих как
евреи, но противников господствующей в некоторых еврейских кругах тенденции.
Примером является книга «Россия и Евреи», изданная в 1923 г. шестью евреями,
находившимися в эмиграции. Они ни в коей мере не отрекаются от своего еврейства.
Но всю книгу пронизывает убеждение, что живущие в России евреи должны прежде
всего мыслить себя гражданами России. И эта точка зрения приводит их к
совершенно новым выводам по таким вопросам, как участие евреев в подготовке
революции, в утверждении большевистской власти в Гражданской войне и т. д. —
вплоть до неожиданной в устах еврейских авторов оценки еврейских жертв в
еврейских погромах времён гражданской войны. Другой пример — С. Марголина,
которую мы уже цитировали. Она пишет, например:
«Вопрос о роли и месте евреев в советской истории — один из важнейших,
хотя одновременно один из наиболее табуизированных вопросов нашего времени».
Ещё одной книгой такого ти
|
|