|
жающем человеческое достоинство, и это
вызывало совершенно естественный протест. Не могло не играть роли и то, что
проникающий всюду дух нового, буржуазного общества и просвещения ломал устои
старого иерархического уклада жизни, заставлял смотреть на всех людей с единой
точки зрения.
Но вот что поразительно: в то же время подавляющая часть немецкого
крестьянства и многие горожане были крепостными — и это не вызывало того
«водопада», о котором пишет Гретц. А ведь они исповедовали ту же религию,
говорили на том же языке и во многих других отношениях были для немецких (да и
французских) просветителей гораздо ближе евреев, так что и тяжести их жизни
должны были бы ярче и острее восприниматься. Таким образом, кроме указанных
общих причин действовали и какие-то другие, определявшие именно этот особый
объект сочувствия. Одна из них очевидна: всё усиливающееся влияние евреев на
финансы и экономику страны и их стремление упрочить это влияние, добившись
одинаковых прав с остальным населением. Возможности их был и действительно
велики. В сочинении «Прусская монархия» Мирабо пишет:
«Единственные торговцы и фабриканты, располагающие в прусских провинциях
большими состояниями, — евреи. Среди них есть миллионеры».
И Гретц подтверждает, что богатства евреев в Берлине далеко превосходили
богатства христианских бюргеров. Поэтому можно не удивляться, что Мирабо,
ненадолго посетив Пруссию, так чутко воспринял проблему еврейского равноправия:
он был кругом в долгу у еврейских ростовщиков. Также и Лессинг, написав пьесу
«Евреи», вскоре получил доходное место в считавшемся малочистоплотным деле по
чеканке монеты, находившемся в руках у банкиров Эфраим. Когда же он писал
своего «Натана», ему выдал аванс еврейский купец Мозес Вессели из Гамбурга. По
этим отдельным штрихам можно представить себе ситуацию в более широком масштабе.
«Лица свободных профессий» — писатели, журналисты, актёры были тогда очень
мало обеспечены, и финансовая поддержка для них значила чрезвычайно много. Да и
владетельные князья тоже были восприимчивы к подобным аргументам. Например, в
начале XIX века банкир из Франкфурта-на-Майне Амшель Ротшильд уплатил великому
герцогу Дальберту 400000 гульденов, за что тот предоставил франкфуртским евреям
равные права с остальным населением.
Но можно увидеть и другую причину, вызывавшую всё это движение. Всякий
раз, как выступает идеология, враждебная традиционной, стремящаяся её
развенчать и основать понимание жизни, исходя не из исторических корней народа
(а, например, на логике, разуме, как в эпоху Просвещения), ей естественно
искать союзника в том мировоззрении, которое никак, ни одной ниточкой с этими
корнями не связано, скорее им враждебно. Его и находят в иудаизме и еврейской
традиции. Так и во время пуританской революции в Англии возникает какое-то
загадочное тяготение к иудаизму — чисто идеологическое, так как евреи были
изгнаны из Англии в XIII веке. Кромвель мечтал о слиянии Ветхого и Нового
Завета, еврейского избранного народа и пуританской общины. Пуританский
проповедник Натаниэль Хомезиус провозгласил, что хотел бы, как раб, служить
Израилю. Члены крайнего течения того времени — левеллеры — называли себя
иудеями. Офицеры Кромвеля предложили ему составить Государственный Совет из
70-ти членов, в подражание Синедриону. В парламент был внесён проекте переносе
праздничного дня с воскресенья на субботу, а член парламента анабаптист
Гарриссон со своей группой требовал введения Моисеева Закона в Англии.
Если в Англии XVII века это течение не было связано с реальными
еврейскими интересами (попытку еврейского банкира из Амстердама Монассии
Израэля добиться переселения в Англию большой группы евреев, Кромвель отклонил),
то в Европе XVIII века (и особенно в Германии) оба стимула действовали
одновременно. Европейские «свободомыслящие» видели в евреях союзников в своей
борьбе против «предрассудков старого общества», «мрака христианства», «засилия
попов». В Германии начинается «эпоха салонов». Богатые еврейские дома
превращаются в центры, притягивающие представителей аристократии, писателей,
философов, актёров, проникнутые идеями просвещения. Самыми влиятельными были
берлинские салоны Генриетты Герц и Рахель Левиной. Салоны Доротеи Фейт,
Марианны Меир и др. пользовались несколько меньшим успехом. Здесь бывали
аристократы, члены королевского дома, даже кронпринц, государственные деятели,
дипломаты, учёные, писатели, философы: Шлейермахер, Фуке, Шамиссо, Шлегель,
Александр и Вильгельм Гумбольдты. В Вене таким был салон Фанни Итциг, дочери
банкира Итцига и жены произведённого в бароны Натана Аронштейна. Во время
Венского конгресса у неё собирались дипломаты всех стран. В салонах возникла
лаборатория, вырабатывавшая общественное мнение: тот, кто был своим человеком в
этих салонах, мог рассчитывать на тёплые отзывы прессы; когда он ехал в другой
город, его снабжали рекомендательными письмами. Здесь создавались репутации и
устраивались карьеры. Например, из этих салонов пошла слава молодых Гейне и
Берне. Уже в конце «эпохи салонов» Берне писал:
«Удивительно, что здесь действительно только евреи или крещёные евреи
держат открытые дома, а христиане — нет. Богатых христиан мало, а чиновники для
этого не имеют денег».
Успех этой деятельности сказался прежде всего не в завоевании евреями
политических прав, а в быстром росте их влияния на культурную жизнь и идеологию
общества. Немецкие школы и университеты стали открывать свои двери евреям.
Появилась и еврейская (написанная для еврейского читателя) литература на
немецком языке. Влияние евреев в образованном немецком обществе характеризует,
например, то, что в 1788 году при исполнении «Венецианского купца» знаменитый
тогда актёр Алек начал с пролога, в к
|
|