|
оловину своего состояния и руку дочери. Но тот
сообщает, что «Бог его отцов достаточно оделил его средствами» и что сам он —
еврей. «О, если бы все евреи были подобны Вам!» — восклицает барон. «О, если бы
все христиане были подобны Вам!» — парирует путешественник. Это произведение
было типичным: подобная ситуация обыгрывалась во многих вариантах. Газеты
сообщали о благородной благотворительности евреев. Вершиной была знаменитая
пьеса Лессинга «Натан Мудрый». В ней действие происходит при дворе турецкого
султана Саладина, где сталкиваются представители трёх религий: иудаизма, ислама
и христианства. Очевидная цель автора — пропаганда религиозной терпимости,
стремление показать, что на любом из этих путей человеке равным успехом может
искать Бога. Но наименее способными к этому оказываются христиане, особенно
злобным фанатиком изображён патриарх Иерусалима. Самым же глубоким и гуманным —
герой пьесы, Натан Мудрый, который, например, несмотря на то, что христиане
убили у него семь сыновей, одаряет всех христианских паломников ко Гробу
Господню подарками (что отдаёт уже чрезмерностью). Кульминацией является
рассказ Натаном знаменитого сказания о трёх кольцах. В одной семье по традиции
древнее кольцо переходило от отца к сыну. Но однажды, не желая обидеть ни
одного из трёх своих сыновей, отец заказал две точные копии и оставил каждому
по кольцу. Сыновья до сих пор спорят, чьё же кольцо истинное…На первый взгляд,
смысл сказания — в призыве к религиозной терпимости, а кольца символизируют
иудаизм, ислам и христианство. Но в нём можно заметить и подтекст: ведь всё же
лишь одно кольцо действительно подлинное — самое древнее, очевидно,
символизирующее иудаизм.
С еврейской стороны столь же влиятельной фигурой этого направления был
Мозес Мендельсон — близкий друг и ровесник Лессинга, которого тот и изобразил
подвидом Натана Мудрого. 14-летним подростком он бросил еврейскую духовную
школу и ушёл в Берлин. По совету своего наставника рабби Хиршеля Френкеля,
Мендельсон изучает немецкий язык, что было тогда редкостью среди евреев. Он
устанавливает связи с деятелями просвещения, такими как президент Берлинской
Академии Мопертюи и Лессинг, и начинает публицистическую деятельность.
Мендельсон был создателем и вождём того движения в еврействе, которое
ставило себе целью вхождение в европейскую культуру и приобретение равноправия
в европейском обществе. В качестве первого шага — овладение немецким языком,
усвоение немецкого образа жизни. Мендельсон пропагандировал смелую мысль, что
древняя иудейская традиция не противоречит идеям Просвещения и можете ними
сочетаться. Он стоял во главе общества «Передовые евреи», объединённого этой
идеей. В идеале виделась ассимиляция, когда евреи не будут отличаться от других
немцев, будут «немцами, исповедующими Моисеев закон». Естественно, что
Мендельсон был врагом всех планов возвращения в Палестину, он предостерегает от
финансирования любых подобных проектов, убеждая, что одно золото не может
обеспечить возвращения. С замечательным предвидением он писал:
«Мне кажется, такой проект будет выполним, только когда великие державы
Европы будут вовлечены во всеобщую войну».
Мендельсон встретил горячую поддержку в кругах немецких просветителей.
Хотя немецкий язык он выучил не в детстве и сам признавался, что особенно
грамота давалась ему всегда с трудом, Мендельсон выступал как критик по
вопросам немецкой литературы в журналах Лессинга и Николаи. Он поддерживал
Лессинга в его борьбе за религиозную терпимость, за признание высоких духовных
достоинств иудаизма. Однако их позиции отличались существенными оттенками.
Например, Лессинг в своём масонском диалоге «Эрнст и Фальк» предупреждаете
предрассудках патриотизма, в «Воспитании человеческого рода» утверждает, что в
евреях Бог воспитал будущих воспитателей человечества. Мендельсон же выступает
страстным еврейским патриотом, сразу откликаясь на любые обвинения,
высказываемые против евреев (например, на брошюру о еврейском ростовщичестве во
французском Эльзасе). Он писал, что если надо было бы выбирать между
равноправием евреев и разрывом с религиозной традицией, то евреи, хоть и с
прискорбием, должны были бы отказаться от равноправия. Лессинг пропагандируя
равноценность всех религий, публикует в своём журнале антихристианские статьи.
Мендельсон же всегда восторженно отзывается об иудаизме, но о христианстве он
иногда высказывается весьма бесцеремонно. Например, в ответ на довольно неумный
аргумент одного пастора, что чудеса Христа истинны, ибо засвидетельствованы
современниками, он приводит пример разоблачённого еврейского лжечудотворца и
мошенника, сидевшего тогда в тюрьме. Конечно, адепты просвещения рукоплескали
ему за то, что он так ловко «срезал попа».
Лессинг был только самым ярким представителем этого направления.
Монтескьё в «Духе законов» говорит, что отношение христиан к евреям останется
навсегда позором для этого века. Мирабо, побывавший в Пруссии стайным, не то
правительственным, не то масонским поручением, написал памфлет «О Мозесе
Мендельсоне и изменении положения евреев». Крупный прусский чиновник Кригсрат
фон Дом опубликовал работу, в которой призывал к предоставлению евреям
равноправия. Когда император Иосиф II снял некоторые ограничения для евреев, то
знаменитый тогда поэт Клопшток почтил его одой, в которой ставил его поступок в
пример другим князьям. Академии объявляли конкурсы на сочинения об эмансипации
евреев. Появились произведения и противоположного направления, они вызывали в
свою очередь возражения как с немецкой, так и с еврейской стороны. Во множестве
выходили брошюры «За евреев», «Против евреев». Вся эта литература, по словам
Гретца, «лилась, как водопад».
Чем же объяснить, что еврейский вопрос привлёк к себе именно тогда такое
необычайное внимание? Конечно, обособленные в гетто евреи находились в странном
для окружающих европейцев положении, ун
|
|