Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
од 
из изоляции, за усвоение образа жизни окружающих народов, их культуры. Это 
течение придаёт совершенно новый характер европейским еврейским общинам. 
Параллельно усиливается борьба и за юридическое равноправие евреев, которого 
они и добиваются в XIX в. в подавляющей части европейских стран. Принятие 
евреями образа жизни европейских народов в среде этих народов часто называют 
«эмансипацией », в еврейской же среде это течение называли «Хаскала», а 
сторонников его — «маскилим». Этот переворот несомненно связан с увеличением 
хозяйственного влияния евреев. Так, уже с XVI в., а систематически с — XVII в. 
еврейские дельцы осваивают совершенно новую сферу деятельности — колонии 
европейских стран. В Бразилии евреи скоро стали господствующим слоем, в 
частности, держали в своих руках сахарные плантации, бывшие основой экономики 
страны. Так же и на Ямайке они заняли господствующее положение, и христианские 
купцы жаловались, что евреи их вытесняют. В статье Еврейской Энциклопедии 
говорится: «В колониях марраны больше всего содействовали развитию торговли. Их 
деятельность охватывала аграрный район и простиралась на весь международный 
район… Весьма часто марраны, забывая об испанском суверенитете, сбрасывали с 
себя маску и открыто возвращались к еврейству». В докладе инквизиции из Южной 
Америки в 1636 г. говорится:
      
      «Они стали хозяевами всей торговли в королевстве: от парчи до грубого 
холста, от алмазов до тминных зёрен — всё проходит через их руки».
      
      В XVII в. Голландия начала войну с Португалией за обладание Бразилией. 
При этом голландцы опираются на поддержку местных евреев. После того как они 
захватили Ресиф,
      
      «в Ресифе стало вдвое больше евреев, чем христиан». «Евреи вели крупную 
торговлю, владели сахарными заводами, домами; самым крупным богачом считался 
Распёр Диас Перейра».
      
      Но в конце концов победили португальцы, и это привело к гонениям на 
евреев. Тогда центр тяжести еврейской общины переместился в Северную Америку, 
где их влияние стало ещё сильнее. Характерен в этом отношении эпизод с 
основанием еврейской общины в Нью-Йорке (он был тогда голландской колонией). В 
1635 г. к Гудзону прибыл корабль, имевший на борту еврейских переселенцев из 
Бразилии. Губернатор Стювейсанд сначала не хотел разрешить им поселиться в 
колонии, но получил распоряжение от Вест-Индской компании дать такое разрешение 
«ввиду больших капиталов, вложенных ими (евреями) в компанию». Точно так же на 
сопротивление натолкнулись первые попытки евреев получить права гражданства в 
Массачусетсе (Аарон Лопец в 1762 г.) и Нью-Йорке (Исаак Элизер в 1763 г.). 
Трудности возникали в связи с принятой тогда формулой присяги: «по истинной 
христианской вере…». Но в конце концов текст присяги был так изменён, что он 
стал приемлемым для евреев.
      В XVII и XVIII в.в. финансовое влияние евреев становится столь 
значительным, что оказывается важным фактором тогдашней европейской политики. 
Они финансировали в широком масштабе монархов многих тогдашних европейских 
государств (в особенности германских), давая им тем самым возможность быть 
более независимыми в своей политике от дворянства и горожан, усиливая тенденции 
абсолютизма. Особенно сильна была роль евреев в финансировании армии: в 
поставках оружия, амуниции, продовольствия. В немецких государствах типичной 
комбинацией были «князь и еврей» (Furst und Jud), причём в руках последнего 
находились финансы государства. Так, больше ста лет придворными банкирами 
императорского двора в Вене был дом Оппенгеймеров. В Пруссии «Великий Курфюрст» 
Фридрих-Вильгельм пользовался услугами финансистов Гумперца, Фейта, Риса, 
Аарона и Бронда Вульф. Его сын Фридрих I поручил финансовые дела Либману, 
Фридрих Великий — Ефраиму.
      Естественно, что богатые евреи всё более оказывались связанными с жизнью 
той страны, в которой они обитали, от них многое зависело, они имели связи и 
влияние, не редки были случаи, когда им жаловалось дворянство. Ряд факторов 
толкал их на выход из изоляции также и в политической и культурной жизни.
      Одновременно с импульсами, исходящими из среды еврейства, и в европейском 
обществе, начиная с середины XVIII в., возникает течение, ставящее себе целью 
коренной пересмотр положения евреев. Центром его являлась Германия, где тогда 
жило большинство еврейского населения Западной Европы. Одна за другой выходят 
книги, ставятся пьесы, доказывающие бессмысленность предрассудков против евреев,
 высоту их моральных принципов, часто превосходство в этом отношении над 
христианами.
      Наиболее яркой фигурой этого течения был Лессинг. Ещё 23-х лет, 
начинающим писателем, он создал пьесу «Евреи». В ней повествуется, как некий 
путешественник спасает некоего барона от разбойников. Хозяин подозрительного 
кабачка распускает слух, что разбойники — это евреи, заметил и якобы даже их 
типичные бороды. Но всё тот же путешественник извлекает у него из кармана 
фальшивую бороду, разоблачая его самого и его приятеля как разбойников. Барон 
предлагает путешественнику 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-