Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
чки 
зрения это и была «разумная», «деловая» мораль, «настоящее право», подчиняющее 
хозяйственную деятельность примату «дела», дохода. Поэтому среди них в этом 
направлении успех имели не слабые, уступающие соблазну, а сильные, проникнутые 
и воодушевлённые древними и освящёнными авторитетом принципами.
      Речь шла, по мнению Зомбарта, о столкновении двух диаметрально 
противоположных систем моральных и правовых норм. В Римском или германском 
праве все обязательства рассматривались как имеющие исключительно личный 
характер, а цена определялась, исходя из имеющей личный характер категории 
«справедливой цены». В Талмуде же представление об обязательстве абстрагировано 
от человека, может передаваться, становится «требованием на предъявителя». Если 
понятие о «справедливой цене» там и существует, то лишь в отношении к своим, в 
применении к чужим представление о «справедливой цене» отсутствует, цена такова,
 какую реально можно получить. В качестве одного из примеров, иллюстрирующих 
противоположность этих двух моральных систем, Зомбарт приводит отношение к 
собственности. В римском праве и праве многих средневековых народов 
собственность понимается гораздо более лично, больше рассматривается как 
«продолжение человека», чем теперь. В связи с этим её отчуждение воспринимается 
как нечто неестественное, и право обычно стремится его затруднить. В Талмуде же 
прямо противоположное отношение. Так, если по германскому средневековому праву 
украденная и потом купленная у вора вещь должна быть безвозмездно возвращена 
первоначальному владельцу, то Талмуд считает её собственностью купившего, а 
первоначальный владелец может её только выкупить обратно, то есть, в первом 
случае между хозяином и вещью предполагается некая связь, которая не исчезает 
из-за того, что кто-то другой заплатил за неё какую-то сумму (мы могли бы это 
сравнить с нашим отношением к похищенному ребёнку), во втором же случае это 
отношение исчерпывается уплатой цены вещи.
      Коренное различие в хозяйственной морали евреев и христианского общества 
отмечает и Гретц. В «Истории евреев» он пишет по поводу польских евреев:
      
      «He-еврейский мир должен был, на свою беду, убедиться в преимуществе 
талмудического закона польского еврейства».
      
      И надо признать, что в общемировом масштабе этот закон действительно 
победил. «Индустриальное общество», охватывающее теперь практически весь мир, 
основывается именно на этой талмудической, как уверяет Зомбарт, хозяйственной 
морали.
      Связь между укреплением нового образа жизни и еврейским влиянием 
чувствовалась широкими слоями населения. Весь процесс шёл очень болезненно, он 
встречал широкое сопротивление народа. Общеизвестным примером является то 
движение, которое во Флоренции возглавил Саванаролла. Однако тогда же, в конце 
XV в. подобные движения захватили всю Италию. Почти во всех крупных городах — 
Генуе, Падуе, Лукке, Болонье, Кремоне, Флоренции — появились проповедники, 
протестовавшие против того разложения устоев старого общества, которое 
захватило Италию. Они увлекали за собой толпы народа. Требования, 
выставлявшиеся этими движениями были очень однородны. И почти всегда среди них 
фигурировало требование о запрете ростовщичества за высокий процент (доходивший 
до 100%), издании законов, ограничивающих еврейских ростовщиков или даже об 
изгнании евреев. Историк еврейства С. Рот говорит, что, по-видимому, в Италии 
тогда не было ни одного крупного города, в котором дело обошлось бы без 
антиеврейских выступлений. Монах Варавва Интермензис выдвинул идею ломбарда, 
основанного на пожертвования и дающего ссуды под минимальный процент (5%) или 
даже безвозмездно. Этот вид ломбарда назывался Монте де Пиета. Особенно 
энергично боролся за его внедрение другой монах — Бернардино да Фельтро. Он 
сталкивался с ожесточённым сопротивлением богачей, — из одних городов его 
изгоняли, в других он побеждал. В частности, во Флоренции под его влиянием в 
1487 г. было принято постановление о создании такого банка, но, как считали 
некоторые современники, евреи за взятку в 20000 гульденов добились от Лоренцо 
Медичи отмены постановления и изгнания да Фельтро. Такую меру провёл потом 
Саванаролла, но и его успех был недолговечен. Интересно отметить, что 
низвержение и казнь Саванароллы были делом рук папы Александра VI Борджиа, 
происходившего из крестившихся испанских евреев, враги обвиняли его даже в том, 
что он был марраном, т. е. тайно исповедовал иудаизм. (Это обвинение исходило 
от будущего папы Юлия II и приведено в хронике Сигизмунда Тацио за 1492 г.)
      Так, ломая сопротивление, в мир входили две силы — капитализм и еврейское 
влияние.
      
      
Литература:
      
      Зомбарт В.  Буржуа. М., 1994.
      Sombart W.  Die Juden und das Wirtschaftleben. Munchen u. Leipzig 1928 (в 
последние годы, кажется, появился русский перевод).
      Neumann M.  Geschichte des Wuchers in Deutschland. Halle, 1865.
      Graetz H.  Geschichte der Juden. Bd. 10.
      Roth C.  The Jews in the Renaissance. N.J., 1959.
      Виллари.  Савонаролла и его время. Спб., 1913.
      
Глава 7
Эмансипация и борьба за равноправие
      
      B XVIII-XIX в.в. происходит резкий перелом в положении европейского 
еврейства, а именно: среди евреев возникает быстро растущее движение за вы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-