|
IX в. его сыновья возглавили банки в
крупнейших городах Европы: Натан — в Лондоне, Джеймс — в Париже, Соломон — в
Вене, Карл — в Неаполе, Ансельм — во Франкфурте.
Конечно, рассеяние евреев содействовало интернационализации хозяйственной
деятельности. Их изоляция внутри страны, в которой они обитали, делала для них
чуждыми и непонятными моральные нормы «традиционного» общества и облегчала их
разрушение. Оторванность от «конкретности» национальной жизни этой страны
толкала их на развитие хозяйства в направлении, не опирающемся на традиции, на
придание капиталистическому предприятию характера «искусственного механизма».
Но все эти причины Зомбарт считает неосновными. Основную же причину того, что
евреи способствовали выработке всех этих черт, характерных для хозяйства
развитого капитализма, он видит в их религии.
Сама изолированность евреев, по мнению Зомбарта, конечно, была связана с
отношением к ним окружающих их народов, но она была не следствием этого
отношения, а причиной. Он приводит примеры ряда эпох, когда положение евреев
было очень благоприятным (подобные примеры приводились нами в предшествующих
главах). Но это нисколько не уменьшало изолированность еврейских общин.
Например, в арабской Испании христиане очень сильно поддавались влиянию ислама
и исламской культуры, а евреи были особенно сплочённо-националистичны.
Настроения этой среды отразил вышедший из неё Иуда Галеви — один из самых
националистических еврейских поэтов.
Особую роль в развитии капитализма Зомбарт видит в ростовщичестве. Он
говорит: «Из ростовщичества возник основной дух капитализма». Действительно, в
нём устраняется всякий конкретный элемент, вся качественная, хозяйственная
деятельность принимает чисто коммерческий характер. Это не физическая и не
духовная, осмысленная сама по себе деятельность, её смысл перенесён на её
конечный результат — деньги. Грандиозной реализацией духа ростовщичества
является биржа — сердце капиталистической экономики. Уже она становится
причиной, а реальная экономика — следствием. Высокая активность биржи влечёт
увеличение производства, падение цен на акции, упадок, безработицу. В наши дни
эта ситуация приобретает всеобъемлющий характер, современную мировую экономику
часто называют «экономикой казино», в спекуляции вложено во много раз больше
средств, чем в реальную экономику.
Этот взгляд на роль ростовщичества можно подтвердить совершенно особым
отношением к нему католической Церкви. Она боролась с ним яростно, как бы
предвидя в нём разрушителя того общества, основой которого была. Мало того, что
существовал особый суд, ведавший ростовщичеством, причём уличённый священник
лишался сана, а мирянин не допускался к причастию. Но целый ряд правил должен
был бороться со скрытыми формами роста. Например, долг должен был отдаваться
ровно через год, день в день, чтобы взятый продукт не отдавался в то время,
когда он ценился больше; или должнику запрещалось оказывать заимодавцу
какие-либо услуги (скрытая форма процента) и т. д.
А ведь в период, когда складывался капитализм на Западе, образы еврея и
ростовщика отождествлялись (хотя бы у Шекспира, это отразил и Пушкин).
Занятие евреев ростовщичеством, сыгравшее столь важную роль в характере
того влияния, которое они оказали на развитие капитализма, Зомбарт также не
считает возможным отнести в основном за счёт внешних причин. (Обычное
объяснение заключается в том, что в средние века Церковь запрещала христианам
давать деньги под процент, для евреев же многие другие сферы деятельности были
закрыты.)
Все эти причины более внешнего характера Зомбарт считает неопределяющими,
вторичными, основу же особого отношения евреев к хозяйственной жизни видит в их
религии, как она зафиксирована в Библии и Талмуде.
Ещё в Библии ростовщичеству уделяется особое место. Одно из обетовании
Иеговы избранному народу гласит:
«Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты
будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и
господствовать будешь над многими народами, а они над тобой господствовать не
будут».
(Второзаконие, 15,6)
Повсюду в древности ссуда предполагалась бескорыстной. Но уже Пятикнижие
относит это требование лишь к своим: с чужих процент брать разрешается. Однако
в конце Средневековья, по мнению Зомбарта, разрешение процента с ссуды иноверцу
переходит в его обязательность (так называемая 798-я заповедь в Шулхан Арухе).
Как говорит Шахак, беспроцентный заём в Галахе приравнивается к подарку; он
рекомендуется по отношению к единоверцу и осуждается по отношению к иноверцу.
Он говорит:
«Многочисленные раввинистические авторитеты (но не все) — и среди них
Маймонид — считают обязательным требовать с нееврейского должника столь высокий
ростовщический процент, как это возможно».
Уже книга Неемии (5, 4-8) показывает существование влиятельного слоя
ростовщиков. Но, конечно, лишь в диаспоре эта деятельность приобретает
настоящий размах. Талмуд уделяет исключительно много места технике
ростовщичества: только изучению Торы уделено больше места, говорит Зомбарт.
Начиная со времени крестовых походов, ростовщичество, по мнению Зомбарта,
становится основным занятием евреев.
Ростовщичество, как и вообще нарушения общепринятых моральных норм ради
своей выгоды, принадлежит к числу распространённых человеческих грехов.
Ростовщичеством, говорит Зомбарт, занимались и Дельфийский храм в Греции, и
средневековые монастыри. Зомбарт приводит множество свидетельств современников
о неблаговидных поступках христианских торговцев. Так что реальный успех
определяется здесь не наличием субъектов, готовых на такие поступки идти, а
возможностью добиться успеха. Успех, выпавший на долю евреев, Зомбарт объясняет
тем, что для них речь вообще не шла о нарушении норм деловой морали. С их т
|
|