Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
но 
контролировал жизнь общины, он и заботился о нуждах её членов. В документах, 
собранных Брафманом, говорится о ссудах, которые выдавал кагал отдельным лицам; 
о повивальных бабках, которых он содержал; о выдаче приданого бедным невестам; 
о «выкупе еврейских узников» (видимо, освобождении нелегальным путём евреев, 
арестованных властями); о сборе подаяния для бедных в Палестине. Это 
действительно было тоталитарное общество (как его характеризует Шахак), причём 
«патерналистского типа» — разумеется, если иметь в виду только отношения между 
членами общин.
      Основываясь на замечании Шахака, можно предположить, что книга Брафмана 
рисует, в общих чертах, картину жизни средневекового еврейства в эпоху 
господства «Классического Иудаизма». Гессен обвиняет книгу в том, что она 
враждебна еврейству. У меня не создалось такого впечатления. Хотя Брафман и 
принял христианство, он явно с тёплым чувством описывает многие черты 
еврейского быта. Но книга исполнена протестом против власти кагала (точнее 
верхушки, состоящей из «патрициев»), «власти еврея над евреем». В немецком 
переводе Вавилонского Талмуда, принадлежащем Гольдшмидту, содержится такой 
рассказ:
      
      «Один из учеников спросил Рабби Кахане: „Не слыхал ли ты, что значит 
„Гора Синай“? Тот ответил: „Гора, на которой совершилось чудо“. „Тогда она 
должна была бы называться Гора Низай“. „Скорее, гора, ставшая добрым знаком для 
Израиля“. „Тогда она должна была бы называться Нора Симнай“. Тогда он отослал 
ученика к другим раввинам. Те сказали: „Что значит Гора Синай? Гора, на которой 
снизошла ненависть к другим народам“. Это сказал и рабби Иозе бен Ханина: „Она 
имеет пять имён: пустыня Цин, где были даны примеры; пустыня Кадеш, в которой 
Израиль был освящён; пустыня Кедемот, где ему были поведаны начала; пустыня 
Паран, где они расплодились; пустыня Синай, где снизошла ненависть к народам 
мира“. „Как же он на самом деле называется?“ „Хореб“. В этом противоречит р. 
Абаху, ибо р. Абаху сказал, что настоящее имя — гора Синай, а Хореб она 
называется лишь потому, что через неё снизошло опустошение (Хорба) на народы 
мира“.
      
      Цепь подобных поучений Талмуда и комментариев к нему, а также и дошедшие 
до нас сведения о реальной жизни еврейских общин (кагалов), намечают одну 
концепцию, характеризующую отношение к иноверцам и иноплеменникам. Например, 
утверждается, что в мире имеется 17 «народов», каждый из которых управляется 
особым «ангелом». Этот «ангел» является «богом» соответствующего народа, но в 
то же время это «дьявол» или «ангел смерти». Над всеми ими властвует главный 
ангел смерти — Самаэль, являющийся в то же время «богом» сынов Эдома (христиан).
 Христос называется «Мёртвым», одежда священника — «одежда смерти» и т. д. 
Иными словами, евреи — единственные живые среди мира мёртвых, они живут в 
окружении мертвецов или нечистой силы («народы мира» происходят от нечистого 
духа). Картина похожа на «Вий» Гоголя, где Хома Брут тоже окружён нечистой 
силой, пытающейся его утащить, причём строгие предписания Закона и Талмуда 
образуют нечто вроде волшебного круга, которым Хома Брут пытался оградить себя 
от рвавшейся к нему нечисти. Такое жизнеощущение не могло не вызвать в какой-то 
мере симметричной реакции в окружающем населении.
      А ведь так часто судьба ремесленника ил и крестьянина оказывалась в руках 
еврейского ростовщика. Саббатини, например, говорит, что в Португалии до 
настоящего времени (XX в.) слово «еврей» применялось как обозначение 
жестокости: если ребёнок бил собаку, родители кричали: «не будь евреем». Те же 
переживания сохранились и в произведениях великих писателей: в образе Шейлока у 
Шекспира и «Мальтийского еврея» у Марлоу. Всё это делает более понятной 
враждебность коренного населения по отношению к еврейским общинам, те гонения, 
которые описаны выше, какими бы фантастическими, с нашей точки зрения, 
причинами не объясняли их в то время. Возникало какое-то чувство 
несовместимости еврейства и христианского общества. Взаимное их отталкивание 
всё более обособляло два эти мира. Но в то же время им невозможно было 
полностью замкнуться друг для друга, так как они были связаны нерасторжимой 
цепью финансовых и экономических отношений. По-видимому, этот процесс взаимного 
отталкивания, озлобления и изоляции усиливался в течение всех Средних веков и 
достиг максимума как раз к тому времени, когда неожиданно евреи начали играть 
всё большую роль в жизни европейских народов.
      
      
Литература:
      
      Das 40 Jahr von der Juden mil Arrest bestrikt gewesen, nunmehro aber 
durch Autoritaet eines Hohen Reichs-Vicariats relaxirte Johann Andreae 
Eisenmengers Entdecktes Judenthum. Gedruckt im Jahr nach Christi Geburt 1700.
      Соловьёв B. C.  Собрание сочинений. С.-Петербург. 1911. T. IV. Т. VI.
      Shahak I.  Цит. в Гл. 1.
      Shahak I.  Цит. в Гл. 1.
      Katz J.  From Prejudice to destruction. Anti-semitism 1700-1933. Harvard, 
1970.
      Алексеев А.  Беседы православного христианина из евреев с новообращёнными 
из своей собратий. Новгород, 1875.
      Брафман Яков.  Книга кагала. Материалы для изучения еврейского быта. 
Вильна, 1869.
      Гессен Ю.  История еврейского народа в России. Ленинград, 1925. Т. 1
      Бет-дин  «Краткая Еврейская Энциклопедия» Стр. гл. 3.
      Der Babylonische Talmud. Nach der ersten zensurfreien Ausg. Goldschmidt, 
Lazarus. Berlin, 1929.
      
Глава 5
Хазария
      
      Еврейская диаспора как фактор, влияющий на другие цивилизации, возникла в 
античности. С тех пор она проявила себя в громадном диапазоне: в Византии, 
Западной Е
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-