Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
жит призывы:
      
      «Будь он проклят устами Бога великого, сильного и страшного. Да поспешит 
к нему несчастие Божие. Создатель, истреби и уничтожь его; Боже Создатель! 
Сокруши его; Боже Создатель! Покори его».
      
      Конкретнее, перечисляется ряд мер, чтобы «согнуть в дугу» еврея, 
непокорного бет-дину, в частности:
      
      «Отступник совершенно исключается из общества и братства.
Если кто-либо заключил с ослушником обручательный договор, то другая сторона 
освобождается от этого обязательства.
Если ослушник — ремесленник, то заказывать у него работу воспрещается под 
тяжким херемом».
      
      Позволяется опубликовать в синагоге, что отступник кушал треф (т. е. пищу,
 запрещённую для еврея согласно Талмуду) или нарушил пост и т. п., подтверждать 
это ложными свидетелями и подвергать его за это наказанию.
      И само собой разумеется, что в роковой час разразится над ним его 
несчастье.
      Для реализации подобных мер избирается так называемый «тайный 
преследователь», о котором говорится:
      
      «Тайный преследователь должен утвердить торжественнейшей присягой, что он 
никого на свете щадить не будет, а будет поддерживать суд талмудический 
всевозможными средствами и мерами поданной ему инструкции».
      
      Кроме того, тайный преследователь утверждает торжественной присягой, что 
он никогда и никому на свете не откроет, что он был когда-то тайным 
преследователем. Как сообщает «Краткая еврейская энциклопедия», сейчас сеть 
судов бет-дин покрывает Израиль.
      Шахак пишет, что в Польше кагал мог приговорить преступника к смерти, 
причём особенно мучительной: запороть до смерти.
      Он сам считает Николая I «антисемитом», издавшим ряд законов «против 
евреев». Но, пишет он, поддерживая «порядок» в своей империи, он препятствовал 
казням евреев по приказу раввинов — в то время как в Польше до 1795 г. это 
считалось «допустимым». «Официальная» еврейская история осуждает этого царя по 
двум пунктам, например, в конце 1830-х гг. один «святой раввин» (цадик) в 
местечке на Украине приговорил казнить еретика, сварив его в кипятке. Еврейский 
современник событий, излагая их, сообщает с недоумением и ужасом, что попытка 
«дать на лапу» чиновникам не постигла цели и не только исполнители, но и сам 
святой человек были сурово наказаны.
      Всё общество, как его описывает Брафман, крайне иерархично. Брафман делит 
его на два слоя, которые называет «патрициями» и «плебеями».
      Все постановления и законы проникнуты крайним пренебрежением к «плебеям». 
Иерархически организованы и «патриции». Принадлежность к этому сословию и место 
в нём определяется, в основном, богатством. Об этом говорит, например, 
постановление:
      
      «В члены асифа (общего собрания) избираются лица, участвующие в расходах 
города. Из среды этих членов избираются представители, старшины и прочие члены 
в кагальное управление».
      
      И мы встречаем ряд постановлений о предоставлении определённого 
привилегированного статуса некоторому лицу, называемому «богачом», или даже за 
точно указанную плату кагалу. Однако, существует и другой путь изменения своего 
места в иерархии: изучение Торы и Талмуда. Во многих ситуациях «талмуд хахам», 
то есть «знаток талмуда», занимает привилегированное положение.
      Администрация кагала создаётся на основании выборов, так что Брафман 
оправданно говорит о «талмудической муниципальной республике». Но избирательное 
право очень узкое, иногда ограничено несколькими десятками человек — это видно 
из ряда документов. Фактически это была «патрицианская республика».
      Из сводки документов Брафмана трудно установить, какова связь между 
разными кагалами. Во всяком случае, в некоторых документах содержатся решения о 
делах, касающихся целой губернии. Пожалуй, был один случай, в котором можно 
говорить об объединённом действии всех кагалов России. Речь идёт о 
расследовании положения крестьян и евреев в Белоруссии, предпринятом Державиным 
при Павле I и Александре I (лишь незадолго до того Россия столкнулась с тем, 
что в числе её подданных оказалось большое количество евреев). В связи со 
сделанными Державиным предложениями Гессен пишет о «чрезвычайном собрании 
депутатов кагалов в Минске в 1802 г.». Сам же Державин пишет, что он получил 
сведения, согласно которым «все кагалы» собрали для противодействия его 
предложениям 1 млн. р. и даже «хотят посягнуть на его жизнь», — что опять 
свидетельствует о некоторой организации. Но это сторона деятельности 
«талмудической республики», по-видимому, неизвестна.
      В заключении нужно упомянуть о том, что, хотя кагал жёстко и детал
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-