|
ропе, исламском мире, Латинской Америке и т. д. (даже в Китае). Мы
отобрали в нашем изложении те эпизоды, которые, хотя бы косвенно, оказали
влияние на нашу страну. Здесь мы дадим сводку взглядов историков на один такой
эпизод, который с нашей историей несомненно был связан. А вот насколько
существенно — лишь затронул историю Древней Руси или был в своё время одним из
ключевых её моментов — об этом историки спорят. Речь идёт о Хазарском каганате
в эпоху от VII до X в. от Р.Х. Л. Н. Гумилёв называет сложившуюся тогда
историческую ситуацию «зигзагом истории». Действительно, она не имеет аналогов
в истории, как-то выбивается из общей картины. Но ведь она может и повториться,
а тогда «зигзаг» превратится в «закономерность».
Об истории Хазарии писали много. Поскольку история эта разворачивалась в
пределах нынешней России, то большая часть исторических сочинений в России и
создана. Если говорить об общих обзорах, то это книги М. И. Артамонова, С. А.
Плетнёвой, А. Н. Гумилёва и работы многих других авторов. Большинство из
писавших на эту тему отмечают капитальный характер труда М. И. Артамонова
«История Хазар». Мы и начнём с изложения основных положений этой книги.
Хазары — народ тюркского происхождения. Хазарское государство возникло в
VII в. в результате распада Восточно-Тюркского каганата. Но о хазарах источники
упоминают, начиная с VI в. Территорию Хазарии составляли тогда степи от Урала
до дельты Волги и далее до Кавказа, северное Причерноморье и часть Крыма.
Претендовала она одно время и на Закавказье. В первую половину VIII в. Хазария
воевала с арабами. Арабы покорили было хазар и принудили их царя принять ислам.
Но в результате смут внутри исламского мира (замена халифата Омайядов на
Аббасидов) арабы не смогли удержать господства над Хазарией. Установилось
равновесие: арабы не пытались больше завоёвывать хазар, а хазары — Закавказье.
Это вообще была эпоха стабилизации (конецэкспансии) Ислама. B VIII в. столицей
Хазарии стал Итиль, расположенный в дельте Волги. Население страны состояло в
большей части из кочевников в неё входила вся Причерноморская степь до Днепра.
Но заметное место занимали земледельцы: жители Тамани, низовьев Кубани и Дона,
берегов Азовского моря, земель между Донцом и средним Доном.
Населённые пункты Хазарии, в особенности Итиль, были удобными
перевалочными базами для караванной торговли между Дальним Востоком и
Ирано-Арабским миром и дальше — Европой. Начиная с VI в., в Хазарии происходила
интенсивная еврейская иммиграция. Первым толчком послужило удивительное событие
— охватившая Иран грандиозная революция радикального «коммунистического»
характера. Это движение «маздакитов», последователей Маздака, проповедовало
общность имущества и жён. Одно время поддерживал учение и царь Кавад I. Только
при его наследнике Хосрое I оно было побеждено. Еврейская община Ирана (одна из
влиятельнейших в мире) примкнула к маздакитам. В результате, после поражений
движения, иранские иудеи подверглись преследованиям наряду с другими
маздакитами. Экзарх (духовный глава) евреев в Иране Матр Зутра был казнён, а
множество евреев бежало на Кавказ, в области, принадлежавшие тогда хазарам. К
этой первой волне эмиграции присоединились потом и другие, вызванные
преследованиями евреев в Византии, в царствование Ираклия в VII в. и Льва
Исавра в VIII в., а также, вероятно, и экономическими интересами.
На грани VIII и IX в.в. в Хазарии произошёл переворот, в результате
которого иудаизм стал «государственной религией». Но это не значит, что всё
население приняло эту религию. Наоборот, подавляющая часть местного населения
сохранила прежние верования. Но власть перешла в руки правящего слоя,
состоявшего из потомков иммигрировавших в Хазарию евреев и обращённой в иудаизм
хазарской знати (а также, видимо, детей от смешанных браков). Сначала иудаизм
принял бек, или царь, Обадия и его ближайшее окружение. Потом, как говорит
арабский историк, «стали к нему стекаться иудеи из разных исламских стран и из
Рима» (т. е. Византии). Хазарский источник рассказывает:
«Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он
выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им
серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги Священного писания, Мишну,
Талмуд и сборники праздничных молитв».
Установилась система правления, иногда называемая «двоевластием».
Номинально во главе страны стоял каган из древнего тюркютского Ода Ашина
(волк), исповедовавший иудаизм. Но его власть была номинальной, его лишь
показывали народу раз в году. Фактически страной правил царь (бек) еврейского
происхождения. Его титул передавался от отца к сыну.
Эта система власти установилась после эпохи гражданских войн,
продолжавшейся несколько десятилетий. Константин Багрянородный пишет об этой
эпохе:
«Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная
война, первая часть одержала верх и одни из них (восставших) была перебиты,
другие убежали и поселились с турками (венграми) в нынешней печенежской земле».
В борьбе, по-видимому, погиб и сам Обадия и оба его сына — Езекия и
Манасия. Власть перешла к брату Обадии Ханукке.
Всё более значительн
|
|