|
ёлой Франции так же, как в задумчивой Азии».
Во главе движения за освобождение арестованных в Дамаске евреев стали:
французский политический деятель Адольф Кремье и живущие в Англии барон
Натаниэль Ротшильд и сэр Мозес Монтефиоре. Они поехали в Турцию, добились
освобождения задержанных евреев и заставили даже убрать гробницу убитого монаха
из церкви капуцинского монастыря. Казалось бы, действительно, что общего у
барона Ротшильда и сэра Монтефиоре с сирийскими евреями? Но какая-то
«нерасторжимая связь» существует. И существует она не с прошлого века. Вот
свидетельство, относящееся ещё к античности (оно принадлежит известному
историку Моммзену):
«Как многочисленно было даже в Риме еврейское население ещё до Цезаря и
как стойко держались уже в то время в племенном отношении Евреи, указывает нам
замечание одного из современных писателей, — что для наместника бывает опасно
слишком вмешиваться вдела Евреев своей провинции, так как по возвращении в Рим
ему предстоит быть освистанным столичной чернью».
Вот таким — как единый живой организм, немедленно реагирующий на
болезненное раздражение любой его части — проходит еврейство через всю историю,
вплоть до наших дней. Любой острый для еврейства вопрос немедленно
подхватывается прессой всего мира, — как было, например, с «делом Дрейфуса»,
«делом Бейлиса» или «делом врачей». С начала этого, т. е. XX века, переговоры
русского правительства о займах наталкивались в Англии, Франции, Америке на
сопротивление еврейских банкирских домов, ставивших условием изменение
положения евреев в России. То есть интересы русских евреев были, например, для
английских Ротшильдов важнее их собственных финансовых интересов! Дело доходило
до организованного международного бойкота, причём банки, пытавшиеся его
нарушить, подвергались давлению и наказаниям. Президент Тафт в 1911 г.
аннулировал русско-американский торговый договор 1832 г. под давлением
еврейских кругов Америки, возмущённых положением евреев в России и, в частности,
тем, что по русским законам туда был ограничен въезд евреев. Симметричная
ситуация, когда торговый договор не был заключён из-за того, что евреям не
разрешался выезд из СССР, сложилась на наших глазах (закон «Джексона-Вэника»).
И ещё недавно можно было прочитать в газетах или услышать по радио о
демонстрациях и петициях, скажем, бельгийских евреев в защиту, по их мнению,
притесняемых советских евреев. Ведь это поразительно: если бы они встретились —
советский еврей и его европейский защитник, то скорее всего не смогли даже
объясниться. Что же их связывает? Не язык, не территория или любовь к родному
ландшафту, не государство, не культура, теперь даже, как правило, не религия.
По-видимому, и сами евреи часто только ощущают эту связующую их силу, но не
могут дать ей рационального объяснения. Например, в статье, напечатанной в
современном журнале, издающемся на русском языке в Израиле, автор, американский
еврей, пишет:
«Для большинства американских евреев, которые образуют сейчас верхушку
американского среднего класса, то, что выделяет их как евреев, — это
определённого рода ощущение близости (…). Пожалуй, точнее всего было бы сказать,
что они „чувствуют что-то такое“… Вот это „что-то такое“ и составляет основу
их ощущений еврейскости. Такое маленькое „что-то…“(…). И это, оказывается,
весьма специфическая вещь — быть выделенным, принадлежать к этой группе.
Настолько специфическая, что люди не хотят отдавать ощущение этой
принадлежности и выделенности, не хотят „обменивать“ его на что-либо иное».
А Фрейд, обращаясь к современному «бунтарю», говорил: «Если бы у него
спросили, что есть в тебе иудейского, когда ты покинул всё, что имел общего с
соотечественниками, он бы ответил: ещё многое, вероятно, самое главное».
Эти высказывания, на которые я обратил внимание ещё давно, подтверждаются
другими, более поздними. Например, публицист, живущий в Германии,
представительница уже «третьей волны» эмиграции, С. Марголина пишет:
«Еврей — не фантастическая выдумка. Его самосознание начинается с
ощущения „отличности“. Оно коренится в традиции избранности, которая, потеряв
религиозную непосредственность, реализуется в мирской форме чувства
превосходства и нарциссизма».
Тут часто выдвигается другое возражение: если в какой-то степени и
существует самосознание евреев всего мира как единого целого, то причина его л
ёжит не в евреях, а в той ситуации, в которой они оказались — это общее
свойство рассеянных и гонимых народов. Заметим, что это возражение всё же
признаёт существование того явления, которое мы обсуждаем, предлагая лишь его
объяснение. Но и объяснение не кажется убедительным. Оно есть отражение общей
концепции, согласно которой деятельность организма, человека, общества
направляется не внутренними стимулами, а влиянием окружающей среды. Концепция
эта заимствована из биологии (дарвинизм, бихевиоризм), но и там, кажется,
перестаёт быть популярной. В интересующем же нас случае вопрос, можно сказать,
доступен экспериментальной проверке, так как, кроме евреев, было столько
народов, терявших своё государство! — но судьба их всех была совсем иной, чем у
евреев. Государство вандалов было разрушено Византией, и о вандалах больше
никто ничего не слышал, а еврейское государство разрушали и Ассирия, и Вавилон,
и Рим, но в конце концов разрушились-то они, а евреи существуют до сих пор!
Русск
|
|