Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
из требований Хмельницкого, за которое он воевал с 
польскими властями, заключалось в том, что еврей не имеет прав быть откупщиком.
      В середине XVIII в. часть Украины, остававшуюся под властью Польши, 
охватили восстания, получившие название Гайдаматчины. Их жертвами тоже в 
большом числе становились евреи. Особенно знаменита резня в Умани в 1768 г. 
Еврейский историк Дубнов пишет о ней:
      
      «Поляки и евреи дружно работали на городской стене, стреляя в осаждавших 
из пушек и ружей; но отстоять город не удалось. Когда гайдамаки ворвались в 
город, они прежде всего бросились на евреев… Масса евреев, числом до трёх тысяч 
человек, заперлась в большой синагоге. Гайдамаки приставили к дверям пушку, 
двери были взорваны, разбойники проникли в синагогу и превратили её в бойню. 
Покончив с евреями, гайдамаки принялись за поляков…»
      
      По данным Краткой Еврейской Энциклопедии, в Умани было убито около 20000 
человек, по большей части — евреев.
      Другой формой преследований, с которой евреям приходилось сталкиваться, 
было их изгнание из определённых государств или отдельных городов. Вот очень 
неполный список таких изгнаний.
      Ещё в античности из Рима: при Тиберии, Клавдии.
      
      «Еврейская Энциклопедия» приводит такие цифры: из Англии в XIII в. было 
изгнано 16000 евреев, из Франции в XIV в. — 100000, из Испании в XV в. — 200000.

      Неверно было бы заключить из этих фактов, что евреи были предметом 
ненависти всего средневекового общества. Как еврейские, так и христианские 
хронисты утверждают, что гонителями почти всегда был народ, «грубая чернь» и 
низшее духовенство — иногда ещё и мелкие феодалы. Но папы, императоры, короли, 
епископы и крупные феодалы неизменно пытались защитить евреев от гонений. 
Изгнания часто происходили под влиянием народных волнений, с которыми власти не 
могли справиться.
      Ещё в V в. император Феодосии издал эдикт, запрещающий разрушение синагог 
и пытался даже заставить отстроить разрушенную синагогу. Правда, безуспешно: 
духовенство высказалось за то, что строительство синагоги для христиан 
невозможно по религиозным соображениям.
      Еврейский историк еврейства Рот пишет:
      
      «Вплоть до современности самая грубая клевета против евреев встречала 
опровержение со стороны папства (или даже запрещалась). Под эгидой Пап община 
Рима оказалась единственной в Европе, просуществовавшей с классического периода 
до наших дней».
      
      Действительно, ещё Григорий Великий (590—604) требовал, чтобы евреям были 
гарантированы их законные права. Эта точка зрения была принята Католической 
Церковью. Начиная с Каллиста II (1119—1124) и до XVI в. тянется серия папских 
булл, грозящих христианам отлучением за насильственное обращение евреев в 
христианство, насилие, ограбление, помехи богослужению. Булла папы Григория Х в 
1272 г., например, подтверждает, что свидетельство христианина против еврея не 
имеет силы, если оно не подтверждено показанием еврейского свидетеля… Начиная с 
буллы Иннокентия IV в 1247 г. до буллы Климента XIII в 1763 г., папы запрещают 
возводить на евреев обвинения в ритуальных убийствах, грозя ослушникам 
отлучением. Возводящие ложные обвинения сами должны рассматриваться как убийцы.
      Во время гонений, связанных с I Крестовым походом, епископы Кёльна и 
Шпейера сумели спасти многи хевреев. Епископ Шпейера казнил нескольких христиан,
 участвовавших в убийствах. Против преследований евреев в связи со II Крестовым 
походом в Германии выступил Бернар Клервосский. Во время восстания «пастушков» 
евреи находили убежище в папских владениях в Авиньоне. Папа отлучил участников 
восстания от церкви. В1308 г. герцог Брабантский, защищая евреев, разогнал 
толпу «пастушков» и многих убил. Папа одобрил его действия.
      «Краткая Еврейская Энциклопедия» пишет:
      
      «В странах средневековой Европы (…) евреи находились б.ч. под прямым 
покровительством монарха и часто освобождались от юрисдикции местных властей».
      
      Во многих странах евреи обладали самоуправлением, собственным судом, 
имевшим право налагать любые наказания. Таково было положение, например, в 
мавританской Испании. В Португалии с XIV в. существовал единый глава общины для 
всего государства. Аналогично было положение евреев во Франции, Италии, 
Германии, Польше, Литве. В Англии, согласно указу короля Генриха I (XII в.), 
евреи должны были находиться во всём государстве под защитой и покровительством 
короля. Должны быть судимы своими единоверцами и присягать на Пятикнижии. Его 
сын, Генрих II, издал так называемую «Иудейскую Хартию» (Харта Иудеум). 
Согласно этим законам, например, в тяжбе между иудеем и христианином необходимы 
были показания двух свидетелей: одного иудея и одного христианина. Во Франции, 
наследник Карла Великого, Людовик Благочестивый, учредил для защиты евреев 
особую должность «Магистер юдеорум». Эдиктом короля было запрещено крестить 
рабов, принадлежавших евреям.
      В XIII веке король Польши Болеслав издал регламент, регулирующий 
положение евреев. На очень близких принципах основывается хартия, данная 
Австрийским герцогом в 1244 г., законы в Богемии, Силезии и Литве. Согласно 
этим положениям христианин не мог обвинять еврея в суде, если не выставит 
еврейского свидетеля
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-