|
16.
Josephus Flavius, «Against Apion», Works, v. 5.
Les oeuvres de Philon d’Alexandrie, Lion, 1975, v.v. 24, 25, 31.
Dio Cassius, Roman History, London, 1927.
Diodorus Sicilius, Bibliotheque historique, Paris, 1846.
Eusebius Pamphilus, Werke, Berlin, 1954, Bd 8.
Charles R. H. (transl.), The Book of Jubilee.
Reinach Th., Textes d’auteurs grecs et romans relatifs au Judaisme,
Paris, 1894.
Belich J., Die Bevolkerung griechischromischen Welt, 1866.
Parvan, Die Nationalitet der Kaufleute im romischen Keiserreich, Breslau,
1909.
Meyer Ed., Geschichte des Altertums, Bd III, Stuttgart, 1901.
Graetz H., Geschichte der Juden, Bd I.
Weber M., Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Bd III, Das
Antike Judentum, Tubingen, 1923.
Антисемитизм «Еврейская энциклопедия» Изд. Брокгауза и Эфрона. Т. II. СПб.
Диаспора «Еврейская энциклопедия» Изд. Брокгауза и Эфрона. Т. III. СПб.
Глава 3
Средние века
История еврейства в средние века полна трагизма и драматических
контрастов. Часто евреи подвергались ограничениям и жестоким притеснениям. Но
затем наступали периоды благополучия, когда они пользовались многими
привилегиями, они влияли на важнейшие стороны жизни других народов. Однако
неизменно эти периоды кончались новыми преследованиями, изгнанием всех евреев,
а иногда и физическим истреблением целых общин, тысяч человек.
Вся картина жизни средневекового еврейства не будет понятной, если не
иметь постоянно в виду этого её фона — периодических жестоких гонений. Поэтому
начнём с того, что приведём несколько примеров.
В 1096 г. во время подготовки к I Крестовому походу, царившее тогда
религиозное возбуждение часто выражалось в том, что большие группы крестоносцев
врывались в еврейские кварталы и требовали, чтобы евреи, под страхом смерти,
крестились. Большей частью это заканчивалось избиением целых общин, иногда —
массовым самоубийством евреев. Редкие общины спасались, принимая крещение. В
Вормсе было убито 800 человек, в Майнце — 1000, разгрому подверглись общины
Трира, Метца, Кёльна. Всего за май-июль 1096 г. погибло от 4-х до 8 тысяч
человек. В меньшем масштабе то же повторилось в связи со II Крестовым походом
1146 г.
В 1189 г. в Лондоне начался мятеж, вылившийся в массовые убийства евреев.
Он перекинулся на всю Англию. В Йорке, например, было истреблено всё еврейское
население.
В связи с обвинениями в осквернении святых даров в Белитце, близ
Бранденбурга, было сожжено почти всё еврейское население.
В 1251 г. попытка организовать «крестовый поход пастухов» вылилась в
народное восстание, известное под именем восстания «пастушков» (Pastorelli).
Второе восстание «пастушков» относится к 1320 г. Неизменным объектом ненависти
восставших были евреи, которых они безжалостно истребляли. Вовремя II восстания
евреи, изгнанные тогда из королевских французских владений, жили только в
английских владениях. Но и там они были истреблены почти полностью.
Обвинения в похищении и убийстве христианских детей в Роттенгеме (1298 г.
) привели к убийствам евреев во Франконии, Баварии и Австрии.
В 1348-1349 гг. в Западной Европе разразилась страшная эпидемия чумы:
«Чёрная смерть». Погибло около 1/3 населения Западной Европы, гораздо больший
процент, чем во время I и II мировых войн вместе взятых. В народе было
распространено убеждение, что это бедствие-результат заговора евреев,
отравляющих колодцы с целью уничтожить всех христиан. Следствием были восстания
и массовые убийства евреев — самые жестокие в Средние века. Их убивали и
сжигали в их домах и синагогах от Средиземноморского побережья до Северной
Германии. Во Франкфурте-на-Майне и в Майнце в 1349 г., были перебиты все евреи.
Массовые избиения произошли в Брюсселе (погибло 600 человек), Кёльне, в
Нидерландах. В Германии и Нидерландах осталось очень мало евреев.
В Севилье в 1391 г. было убито около 4000 человек. Антиеврейские
восстания захватили и другие города Испании.
К тому же кругу явлений относятся избиения евреев, которые происходили во
время антипольских восстаний на Украине. Например, еврейское население Немирова
в 1648 г. было истреблено казаками Хмельницкого, причём, по словам еврейского
хрониста, казаков впустило в город и им помогало местное население «из
ненависти к евреям». Как пишет «Еврейская Энциклопедия»: «Еврей — арендатор
сталкивался постоянно с крестьянином, взыскивая с него оброк, заставляя его
нести барщину». Одним
|
|