Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Игорь Шафаревич - Трехтысячелетняя загадка
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-
 
 Евреи находились не в юрисдикции местных судей, а 
подчинялись только королевскому или герцогскому суду. Между собой они судились 
в синагоге. Христианин, убивший еврея, наказывался смертью с конфискацией всего 
имущества. Если христианин подымет руку на еврея, то ему отрубят руку. 
Христианин, не поспешивший на помощь еврею, на которого напали, наказывался 
штрафом. Евреям гарантировалась беспошлинная торговля. Их ростовщические 
операции допускали до 173% роста. Запрещались любые нарушения религиозной 
деятельности евреев. За оскорбление еврейского богослужения налагался штраф, за 
осквернение кладбища — смертная казнь. Обвинение в убийстве евреем 
христианского ребёнка допускалось лишь при наличии трёх христианских и трёх 
еврейских свидетелей. Если суд признавал еврея невиновным, то обвинитель 
подлежал тому же наказанию, которому подвергся бы виновный еврей. Король 
Сигизмунд II объявил в 1551 г., что всякий еврей, не считающийся с «приговором 
и запретом, наложенным на него раввином, судьёй или прочими еврейскими 
старейшинами… будет обезглавлен».
      В 1616 г. после того, как толпа разгромила гетто во Франкфурте-на-Майне, 
властью Императора вожак возмущения Феттмильх и ещё шесть зачинщиков были 
казнены. Император добился наложения пени в 175919 флоринов на христианское 
население города. Гетто было поставлено под непосредственную охрану императора, 
в знак чего на воротах был выставлен щит с гербом императора. И в других 
имперских городах изгнание евреев обычно вскоре отменялось императорским указом.

      Периоды преследований вообще чередовались с периодами, когда евреи, 
защищённые властями, занимали высокое положение в обществе и оказывали большое 
влияние на его жизнь. Основа этого влияния всегда была одна и та же: наличие 
капитала. Как говорит Рот, в XI-XII в.в. евреи были почти единственными 
владельцами капитала. Чаще всего источником еврейских капиталов называют 
ростовщичество. Л. Н. Гумилёв, ссылаясь на работу И. Шипера, указывает на 
другой источник — работорговлю. Это утверждение поддерживается и в более 
поздних исследованиях, например, в книге Х. Тревор-Ропера, где говорится, что 
долгое время евреи были основными поставщиками рабов из средневековой Европы в 
Исламский мир. Две основные формы деятельности тогдашнего государства: война и 
строительство, почти целиком зависели от них. Так, I Крестовый поход в 
значительной степени стал возможным благодаря их поддержке. Аарон из Линкольна 
— крупнейший англо-еврейский финансист XII в. — финансировал строительство 
девяти цистерцианских монастырей и большого аббатства в Сент-Альбансе. Во 
времена Ричарда I современники сравнивали дворцы евреев в Лондоне по богатству 
с королевскими.
      Имеются сообщения современников, что во Франции в XII в. при 
Филиппе-Августе, евреи были столь богаты, что им принадлежало более половины 
Парижа. Периодом расцвета еврейских общин во Франции было царствование Людовика 
Благочестивого. Они были освобождены от пошлин, им было разрешено иметь 
рабов-христиан. Евреи монополизировали торговлю вином и мясом, из-за них 
рыночные дни перенесли с субботы на воскресенье. В Тулузе в XIII в. евреи в 
правовом отношении были приравнены к христианам. В XIV в. во Франции им было 
разрешено принимать любой залог под ссуду, кроме земельных участков. Судить их 
могли только королевские судьи. В суде их клятва принималась как доказательство.
 Карл VI запретил на десять лет принимать жалобы на злоупотребления еврейских 
ростовщиков. При его правлении во Франции евреям был разрешён арест должников, 
телесные наказания их и продажа всего имущества. Старый закон воспрещал 
христианину продаваться в рабство еврею в качестве заклада. Карл VI отменил его 
и только под влиянием сильного народного возмущения должен был восстановить.
      С другой стороны, жалобы на всевластие еврейских ростовщиков переполняют 
средневековые хроники. Сообщается о колоссальных процентах, которые брали 
ростовщики (и это ещё официально) — 80, 100, 170 процентов годовых. Во время II 
Крестового похода Пётр из Клюни писал: «…не простым земледельческим трудом, не 
честным и полезным занятием наполняют евреи свои амбары — плодами, погреба — 
винами, кошельки — монетой, сундуки — золотом и серебром… закон разрешает им не 
возвращать приобретённую или похищенную церковную утварь. Что христианину 
стоило бы жизни, служит еврею к обогащению». Во Франции жалуются, что недавно 
прибывшие в Париж евреи владеют половиной города. Крестьянин часто, говорится, 
должен отдать весь урожай как процент за заём. Немецкий хронист объясняет 
многочисленные привилегии евреев тем, что дворянство находится в долгу у них. 
Статья из Еврейской Энциклопедии цитирует такой отрывок:
      
      «Разве бедным христианам не приходится делать для проклятых евреев почти 
всё, что они потребуют? И это по той лишь причине, что они так задолжал и 
евреям с обременительными ростовщическими процентами и процентами на проценты, 
что часто ничего или очень немногое из своего имущества могут назвать своим».
      
      Возражая, его современник пишет:
      
      «Как могли бы евреи причинить столько несчастий и вреда ростовщичеством и 
другими финансовыми операциями, если бы христиане не содействовали им, если бы 
вследствие лени, неумеренной роскоши и расточительности христиане не нуждались 
в них?»
      
      В «Хронике деяний Филипп Августа» (XII в.) говорится что многие попали в 
такую зависимость к евреям, что вынуждены были расстаться со всем своим 
имуществом, а некоторых они держат в качестве должников в тюрьме.
      Часто в руках евреев оказывался сбор налогов. В Испании это I стало общим 
правилом — причём, как в её мавританской, так и в христианской части. Так, 
казначеем короля Альфонсо Х (1221—1284) был дон Меир. В Кастилии дон Фернандо 
назначил в 1300 году начальником сбора всех налогов дона Самуэль. Такой же пост 
в Севилье занимал Иуда Абарбанель. Альфонсо XI учредил в 1332 г. систему 
управления финансами, находившуюся целиком в руках евреев. В 13
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 156
 <<-