|
н попытался предположить, что это было
племя иудеев и что в Септуагинте обозначен тринадцатый район путем
присоединения первого слова стиха 20, «Иуда», к оборванному окончанию стиха 19
– «он был приставлен к этой земле». Ясно, что и Иудея должна была быть включена
в этот список. Однако тринадцатый район никак не соотносится с постоянно
упоминаемыми двенадцатью. Г. Гретц, первым из современных историков принявший
гипотезу, заключенную в Септуагинте, цитирует также Иосифа Флавия, который
пропустил упоминание о губернаторе в Восточном Иордане, но включил Иудею и
таким образом получил общее число в двенадцать районов. Вооружившись
археологическими данными нашего времени, В.Ф. Олбрайт снова исследовал имена в
списке и также пришел к выводу, что включение местности, расположенной к западу
от Иордана, было ошибкой.
Поскольку имя губернатора или одного из его сыновей, Бен-Гевера, дважды
связывается с провинцией Галаад (стихи 13 и 19), он считает, что во втором
случае мы имеем дело с повтором и, в соответствии с предположением,
встречающимся в Септуагинте, принимает Иудею за двенадцатый округ. Но если так
и обстояло дело, тогда почему упоминаются имена губернаторов всех провинций,
кроме Иудеи, губернатор которой не упоминается?
Скорее, нам приходится принимать тот факт, что Иудея вообще не управлялась
губернатором. Здесь вершил дела сам царь, а в остальные провинции назначал
своих уполномоченных. Ясно, что налоги и подати из Иудеи дополнялись
поступлениями, получаемыми из других областей.
От подобной децентрализации обязанности царя никоим образом не уменьшались, но
контроль облегчался. Исследование египетской модели, проводимой в жизнь
Соломоном, – достаточное основание для того, чтобы не воспринимать восточных
правителей античной эпохи как тиранов и бездельников (как их описывают в
сказках «Тысячи и одной ночи»).
Правитель, исповедовавший монотеистическую веру, превосходил своих подданных
не только личными качествами, но и осознанием ее подлинного смысла.
Каким принципом руководствовался Соломон в своем разделении царства? Поняв это,
мы проникнем в систему взглядов правителя. Имеющиеся в нашем распоряжении
материалы ограничены. А ведь речь идет не только о его собственных взглядах, но
и о влиянии исторических факторов, отдельных людей, – все это играло
определенную роль в разработке модели государства.
А. Альт попытался вывести основную идею, исследуя тот порядок, в котором
области перечислены в списке. Во всех случаях первым упоминается имя назиба, а
затем называются самые значимые города или земли, иногда называется племя,
находящееся в соответствующей области. Возглавляют список семь областей,
расположенных на самых богатых территориях. Основываясь на Книге Судей, А. Альт
показал, что в древности вся территория находилась под влиянием племени Ефрема,
удерживавшего и защищавшего ее. Основываясь на Книге Судей (1: 34 – 35), он
доказывает, что не племя Дана отражало удары филистимлян, но «рука сынов
Иосифовых» – племя Ефремово защитило «сынов Дановых» и «одолело Аморреев».
Именно там, во второй области, относящейся к Ефремовой, и располагались
последние. Третий округ он размещает к северу от второго. Четвертый, включавший
прибрежный район, соответствовал порту Дора. А. Альт пришел к выводу, что этот
район был завоеван Манассией, тоже из дома Иосифа. То же самое относится к
третьему округу, расположенному к северу от Ефрема, включающему и крепость
Мегиддо. Кроме того, имеется три района, расположенные на севере от племени
Ефрема, и еще два к югу от него.
Вместе с тем точное установление границы каждой провинции показывает, что
новое деление государства не означало полного разрыва с племенным сознанием.
Создавая административную систему, Соломон понимал, что пренебрежение этим
фактором вызовет недовольство и станет угрозой для объединенного государства.
Название только четырех племен: Неффалима, Асира, Иссахара, Вениамина –
объясняется тем, что они имели особое значение для создания исторической
картины времени.
Прежде всего отметим округа, расположенные вокруг гор Ефремовых, то есть в
центральной части Палестины, как явствует из топонимики и истории, населенные
значительным числом хананеев. Расположившиеся на западе от реки Иордан
израильтяне воспринимались ими как колонисты, живущие среди неизраильского
населения.
Поскольку в списке упоминаются только племена Вениамина и Иуды, населявшие
северные районы, можно утверждать, что к тому времени половина племен
ассимилировалась с другими путем смешанных браков или была поглощена в ходе
иностранных вторжений. Становится ясно, что внутреннее деление по племенному
принципу оказывалось невозможным для центральной части Палестины.
Возможно, что тогда племена Дана и Завулона уже не обитали внутри четко
обозначенных границ, равно как не занимало точного местоположения и племя Гада.
В горах Ефремовых в основном жило Ефремово племя и манассеиты, косвенное
подтверждение чему находим в Третьей книге Царств (11: 28), где говорится о
назначении Иеровоама «смотрителем над оброчными из дома Иосифова». Процесс
формирования национального самосознания, сменявший племенное сознание,
постепенно прогрессировал и был в дальнейшем усилен действиями нового
административного аппарата.
Рассмотрение новой структуры государства позволяет сделать еще один вывод: оно
занимало компактную, строго определенную территорию. Помимо Израиля,
относительную самостоятельность приобрели филистимлянские государства,
расположенные на побережье к югу от Дора, равно как и моавиты – к западу от
реки Иордан, вплоть до небольших арамейских государств, находившихся к северу
от Палестины. Все эти страны, как отмечалось в предыдущей главе, относились к
некоторым отдаленным от Иерусалима племенам. Следователь
|
|