Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Фридрих Тибергер - Царь Соломон. Мудрейший из мудрых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-
 
одолжали совпадать по своим 
обязанностям, то теперь их обязанности были разделены. Адонирам, отвечающим за 
сбор податей, при Давиде продолжал выполнять свои обязанности и при Соломоне. 
Говорят, что Адонирам по положению стоял выше левитов.
 Теперь нам известно, что как в Египте, так и в Месопотамии налоги можно было 
платить в виде оплаты общественных работ. Начиная со времен Соломона подобная 
практика сохранялась и в еврейском государстве. Мы уже отмечали, что Иеровоам 
был назначен Соломоном «смотрителем над оброчными из дома Иосифова» – правом 
наблюдать за сбором налогов в провинции (3 Цар., 11: 28). Очевидно, что левиты 
по характеру оплат были разделены на тех, кто платил и кто трудился на 
общественных работах. Но общее руководство продолжало оставаться в руках 
«министра финансов». Здесь мы подходим к разговору о сложной организации 
общественной администрации при Соломоне.
 Нововведением стала должность «главы всего дома», то есть управляющего царским 
дворцом, собственностью царя и его чиновниками, при Соломоне это был Ахисар. 
Еще во времена Давида существовали чиновники, которые управляли собственностью 
царя. Но тот факт, что высший чиновник из его штата оказался включенным 
Соломоном в список государственных советников и в таком качестве продолжал 
появляться в последующие столетия (Ис, 22: 15; 4 Цар., 18: 18), доказывает, что 
здания, выстроенные для семьи, царь рассматривал как государственную 
собственность.
 Легче понять реорганизацию государства и административного аппарата, если 
показать положение чиновника, который был поставлен над низабим (главами 
областей) и таким образом возглавлял учреждение, приблизительно 
соответствовавшее современному министерству внутренних дел. При Соломоне этот 
пост занимал Азария, другой сын пророка Нафана.
 Разделение государства на административные районы оказалось настолько удачным, 
что оно сохранилось даже после отделения Северного государства. Один только 
этот факт доказывает (как считалось в течение длительного времени), что перед 
нами не формальное и принудительное разрушение естественных издавна сложившихся 
связей между племенами в привычной среде обитания, но новое разделение, сразу 
признанное эффективным. Вовсе не внутренние конфликты привели к подобному типу 
административного устройства, но логическое решение, поскольку с помощью 
децентрализации администрирования при контроле из центра было гораздо легче 
управлять государством.
 Перечень новых административных провинций, сохранившийся в Третьей книге 
Царств (4: 7 – 19), к сожалению, поврежден. И тем не менее, очевидно следующее: 
страна была разделена на двенадцать районов, каждый возглавлялся своим 
«приставником» – начальником, в обязанности которого входило «доставлять 
продовольствие на один месяц в году царю и дому его». Вероятно, обязанности не 
ограничивались только этим, иначе разделение на провинции не сохранилось бы в 
послесоломоновские времена.
 Главной заботой был сбор налогов, поскольку все чиновники и те лица, которых 
обеспечивал царь, относились к «царскому дому». Например, сыновья прежних 
сторонников в своем «заявлении» требовали от Соломона выплат таких же пенсий, 
что и при Давиде. Фактически потребности царского стола могли легко 
удовлетворяться с помощью доходов, поступавших из личных царских поместий, 
снабжавших его маслом и вином. В описании, приведенном в Книге Царств (3: 5), 
говорится только о зерне и животных. Но уже в следующей главе Книги Царств (по 
своему панегирическому, цветистому стилю она, скорее всего, относится к более 
позднему времени) говорится об обязанностях наместников, которые должны были 
также обеспечивать провизией солдат и фуражом лошадей в своих провинциях.
 Следовательно, можно утверждать, что двенадцать чиновников полностью 
контролировали гражданскую администрацию своих провинцией, включая и суд, и 
совет старейшин. Даже их титул «назиб» – представитель центральной власти, 
губернатор – остался со времен филистимлянских пророков (1 Цар., 10: 5; 13: 4). 
Главные чиновники в центральном правительстве Иерусалима носили титул «cap» 
(князь).
 Если мы сможем ответить на вызывающий разногласия вопрос, почему среди 
двенадцати губернаторов не было ни одного, который управлял городами племени 
Иуды, то сможем понять, в чем на самом деле заключались их обязанности. Часто 
можно услышать, что в глубине души Соломон ощущал себя больше царем иудеев, чем 
Давид. И следовательно, как и настоящий племенной вождь, он отдавал 
предпочтение собственному племени и облегчал его налоговое бремя. Но как царю, 
который пытался построить единое государство путем обеспечения надежными 
дорогами, установления торговли со всеми странами и объединяющей религиозной 
идеи и за пределами бывшей племенной территории, было бы странно одновременно 
вбивать клинья между племенами.
 Если все обстояло именно так, разве бы провинция Вениамина при разделении 
царства не заявляла о своих правах на Иудею? А. Альт, первым детально изучив 
провинции Соломона, заявил, что из-за существующих между ними разногласий иудеи 
и израильтяне должны были управляться раздельно, – вот почему до нас и дошла 
административная схема, предназначенная для Израиля.
 Как он полагает, отсутствие племени иудеев в этом списке является «последним 
доказательством, подтверждающим этот дуализм», предшествовавший разделению 
государства. Но ведь в самом первом списке подчеркивается, что в состав 
государства входили и Иудея и Израиль. После перечня «сарим» приведен подробный 
список провинций (3 Цар., 4: 7) и содержится выразительное упоминание обо «всем 
Израиле». В стихах, например, 20, 25 повторяется фраза «Иуда и Израиль» (3 Цар.,
 4).
 Какую же позицию тогда занимала Иудея? Уже создатели Вавилонского Талмуда 
Самуил и Рав спорили по вопросу, кто же обеспечивал продовольствием царский дом 
в тринадцатый месяц високосного года. Од
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 94
 <<-