|
авид оказал Илию особый знак внимания, после всех
злоключений предоставив ему дом и право продолжить династию. Когда Иерусалим
стал политическим центром царства и впервые со времен Илия ковчег Завета обрел
свое место, возможно, Авиафар полагал, что достиг своей цели.
Кроме Авиафара и других священников, назначенных Давидом, в Библии упоминается
некий Садок, который, вероятно, был верховным жрецом с самого начала, поскольку
назван первым. Вплоть до падения царства его потомки оставались священниками.
Часто спорят по поводу их левитского происхождения, полагая, что и сам Садок
уже забыл о нем. Но если следовать за самыми ранними описаниями Книги Судей (17
и 18), то прочитаем об одном из ничем не примечательных племен, которое более
чем настойчиво пыталось сделать священником левита. Тогда становится понятным,
почему Соломон выбрал верховного жреца именно из этого племени.
В первом списке священников Давида (2 Цар., 8: 17) Садока называют сыном
Ахитува, во второй части стиха указано, что вместо этого имени должно читаться
имя Ахимелеха. Ведь Ахитув был отцом Ахимелеха, что превращает Садока в его
дядю. Но в Первой книге Паралипоменон (6: 8 – 14) очень подробно перечислены
предки и потомки Садока, список доведен до начала ссылки (586 до н. э.), то
есть до конца Паралипоменон. И здесь Садок также представлен как сын из племени
левитов. Там же говорится, что Садок был в преклонном возрасте, потому что его
преемники названы садокитами.
Здесь также говорится (1 Пар., 16: 39 – 40), что после реорганизации храмовой
службы Соломон покинул Садока и священников, оставшихся в святилище,
расположенном в горах Гаваона, с тем чтобы они ежедневно, утром и вечером,
совершали установленные службы. Именно здесь находился шатер, который Моисей
приготовил для ковчега Господа, а также древний алтарь, «жертвенник
всесожжений», для приношения жертвы (1 Пар., 21: 29; 2 Пар., 1: 3).
Когда Соломон взошел на трон, в ходе первой религиозной церемонии он
проследовал из Иерусалима в Гаваон, чтобы представиться народу и принести
великую жертву. Это событие отмечено не только в Паралипоменоне, но также,
только более кратко, в Книге Царств (3 Цар., 3: 4). И только после этого
состоялся похожий благодарственный праздник в Иерусалиме.
Назначение Садока главным священником, хотя таковым уже являлся Авиафар,
возможно, стало уступкой тем священникам, которые находились вне Иерусалима, и
косвенным признанием тех святилищ, что располагались вне столицы. Когда Садок и
Авиафар последовали за Давидом во время его бегства от Авессалома, он должен
был перейти через Гаваон и помог Давиду перенести из города ковчег Завета.
Садок возглавлял процессию, а Авиафар замыкал ее, но Давид тайно прислал к ним
своих сыновей и передал повеление обоим священникам вернуться в Иерусалим
вместе с ковчегом.
Насколько Иоав ожидал от Давида более жесткой централизации в
военно-политической сфере, настолько же Авиафар требовал признания верховенства
Иерусалима в качестве культурного центра. Но в этом отношении Давид,
построивший близ Иерусалима святилища даже для чужеземных богов, предпочитал
подчиняться законам своего времени. Поэтому одной из первых реакций в
религиозной сфере, имевших государственное значение, стало признание Соломоном
Садока и его святилища в Гаваоне. Последующее развитие событий доказало правоту
Авиафара, но вначале ему пришлось наблюдать, как его религиозные притязания
оставались неосуществленными, и только надеяться, что их удастся осуществить с
помощью Адонии.
Всякая политическая партия выдвигает свои требования, и принципиально иные,
чем оппоненты. Последователи Адонии не только хотели создать сильное
правительство, способное противостоять угрозе со стороны Давида, но и
противопоставили себя партии, стремившейся продолжать его политику последних
лет в отношении наследования.
Именно он и называл своего ученика Соломоном – «мирным»: «Вот, у тебя родится
сын: он будет человек мирный: Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему
имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его» (1 Пар., 22: 9).
Имя напоминает о Иедидии, павшем брате Авессалома, иудейское имя которого –
«возлюбленный Богом» – означало, что, вероятно, он знал о своем посвящении
Господу (2 Цар., 12: 25). Скорее всего преследуя политические цели, Давид женил
Соломона на аммонитянке – принцессе Наама. Их сыну Ровоаму, ставшему позже
царем, исполнился всего год, когда умер Давид. Устройство женитьбы ясно
указывает, что Давид размышлял о политическом будущем Соломона задолго до того,
как стали известны намерения Адонии. Именно об этом он часто напоминал и,
возможно, даже привел к образованию группировки Адонии. Более того, известно,
что мать Соломона Вирсавия оказывала огромное влияние как на царя, так и на его
сына.
Как Нафан, так позже и Адония ради достижения своих целей просили ее, чтобы
она была ходатаем у Давида, на которого она имела влияние в течение длительного
времени. А чтобы сделать ее своей преданной женой, Давид послал на верную
смерть ее первого мужа Урию. В наказание за этот грех его постигло большое
горе: пришлось пережить смерть их первого с Вирсавией ребенка. В решающий
момент она напомнила Давиду, что, несмотря на закон первенства, он обещал
престол ее сыну Соломону.
Ради справедливости заметим, что личное заверение не сопровождалось публичным
объявлением Соломона наследником, – в противном случае партия Адонии никогда бы
не обнаружила своих намерений. И снова Давид показал себя гибким политиком. Он
полагал, что события станут развиваться таким образом, что ему не придется
действовать открыто. Давид предпочитал решительные меры только в случае крайней
необходимости.
Поэтому только один человек, пророк Нафан, знал об обещании, данном Давидом
Вирсавии. В своем ученике Соломоне он, возможно, нашел того, кто будет то
|
|