|
енно, превратило
столицу в главный религиозный центр страны. Когда Авессалому удалось завладеть
Иерусалимом в борьбе против собственного отца, то вся территория к востоку от
Иордана оказалась потерянной для самого Давида.
Отмеченная нами бесспорная значимость Иерусалима имела две причины. Первая
связана с его географическим и, следовательно, стратегическим положением.
Окруженный с трех сторон долинами, Иерусалим был практически неприступен. Позже
Иерусалим смог выдержать многомесячную осаду превосходящих по численности войск
Навуходоносора или римлян. И произошло все это в большей степени благодаря его
выгодному местоположению, чем мощным крепостным стенам.
Иевусеи встретили Давида со словами: «Даже хромой и слепой могут защитить этот
город и не допустят, чтобы он был захвачен». Но за много столетий до этого
времени, как показали раскопки, здесь был прорыт подземный ход, для того чтобы
из единственного близлежащего источника, который вытекал из-под скалы возле
долины Кедрона, доставлять воду в центр города, а затем и в цитадель.
Ворвавшись именно через этот ход, Иоав, племянник Давида, сумел штурмом взять
город. Позже был прорыт канал в противоположном направлении, который сохранился
до наших дней, вода из которого попадает в небольшой пруд.
Кроме того, и тогда Иерусалим находился на пересечении всех главных дорог,
соединявших основные части страны. Путь от Средиземного моря шел далеко к
восточному берегу Иордана, пересекаясь здесь единственной прямой горной дорогой,
шедшей из Финикии в Египет. Ни один другой административный город не был
расположен так удачно. Он идеально подходил для размещения резиденции царя.
Соперничество между севером и югом, без сомнения, сыграло особую роль в решении
Давида. Концепция еврейской государственности привела к признанию этого города
всеми племенами.
Именно благодаря религиозному значению город оставался во все времена центром
уже в силу традиции. Если бы оставалось хоть малейшее соперничество между
севером и югом, оно тотчас бы вспыхнуло с огромной силой. Можно подавить
политические разногласия, но не религиозные распри.
Следует объяснить, какими усилиями Давиду удалось подчинить Иерусалим: путем
подавления Авессалома и Савея. Те, кто считает главной причиной соперничество
между северными и южными племенами, стремившимися захватить город, не могут
объяснить, почему местом восстания против отца Авессалом выбрал Иудею, где он,
как прежде и Давид, был провозглашен царем Хеврона.
После победы Давида над Авессаломом не только иудеи приветствовали его, но и
народы Израиля. Он тяжело переживал смерть сына, и даже оповестил старейшин
через своих священников (2 Цар., 19), которые сохранили ему преданность, что он
преднамеренно оставил за собой Иерусалим с ковчегом и что готов вести
переговоры и даже назначить Амессая, военачальника Авессалома, на место Иоава.
Правда, только в том случае, если его соплеменники поддержат мирные намерения.
Иудеи согласились и получили право первыми приветствовать царя на Иордане (в
том месте, где, согласно легенде, Иисус начал свой победный путь по земле), и
Давид позволил им сопровождать его обратно в Иерусалим. Все это, однако,
огорчило народ Израиля, который был более привержен царю.
Вскоре последовало восстание, начавшееся в горах, под руководством Савея
Вениамитянина, родственника Саула, и вскоре ему удалось собрать множество
сторонников на севере. Теперь отношение племен к Давиду оказалось прямо
противоположным. Но было бы упрощением этим поворотом событий объяснить успех
Савея и исключительно пренебрежением северными племенами со стороны царя.
В его обращении к израильтянам находим такие строчки: «Нет нам части в Давиде,
и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим. Израильтяне!» (2 Цар.,
20: 1).
Израиль противостоит не столько иудеям, сколько непосредственно Давиду.
Определенно Савей хотел подчинить своему влиянию племя иудеев, и это ему почти
удалось. Как только Давид почувствовал угрозу со стороны союзников Савея, он
направил против восставших армию иудеев во главе с Амессаем.
Но промедление Амессая позволило Савею получить перевес во времени, он
обосновался в крепости, расположенной далеко на севере.
Теперь уже Давиду пришлось обратиться за помощью к Иоаву и его брату Авессе.
Было собрано войско: и личная охрана Давидова, «и хелефеи и фелефеи, и все
храбрые» (2 Цар., 20: 7) стали преследовать Савея. В Гаваоне, расположенном в
нескольких милях от Иерусалима, с ними встретился Амессай.
Иоав хорошо понимал, что происходит: Амессай не предпринимал ничего против
Савея, и, возможно, тайно вступил в переговоры с ним. Возмущенный Иоав
закалывает предателя и направляется к крепости Авель-Беф-Мааха, и горожане под
угрозой штурма сами убивают Савея и сбрасывают Иоаву отсеченную голову
Вениамитянина.
Восстание Авессалома означало выступление против Давида племен иудеев и затем
присоединившихся к ним других племен Израиля. Когда после выступления Савея
началось восстание среди северных племен, иудеи захотели присоединиться к ним.
В обоих случаях только друзья и собственные войска спасли Давида.
Принимая во внимание племенные чувства, нельзя не понять, что перед нами
типичное соперничество севера и юга. Даже если мы признаем, что амбиции
Авессалома стали основной движущей силой ранних восстаний, необходимо было
выступить перед племенами с некоторыми обещаниями, которые показались им
заманчивыми.
Политические идеалы Давида связывались с объединением израильских племен на
принципе религиозной общности, признания прав других наций внутри государства,
в то время как Авессалом и Савей представляли партию, чей политический идеал
основывался на сугубо военном национализме.
Давид осознавал, что достижение его идеалов зависит от прочности системы;
вскоре после подавления восстания Савея он начал последовательно укреплять
государственную власть в Иерусалиме. Для этого он создал высший командный орган
а
|
|