|
нной группы племен.
Первый фактор, дифференцирующий, является постоянным: он обеспечивает
целостность и прочную основу для взаимосвязей во времени и пространстве между
членами группы и группами. Другой фактор, образующий, способствует созданию
подлинной культуры группы, он варьируется в зависимости от конкретных задач, от
влияния философов, художников, пророков.
Ход исторического развития позволяет нам прийти к выводу, что наш термин
«нация» не связан с природой группы, подчиняющейся только физическим или
физиологическим законам. Такие яркие в историческом плане нации, как английская,
французская или итальянская, сформировались из различных, предшествующих по
времени племен, групп.
'Сегодня мы стали свидетелями того, как американская нация приобретает все
более и более отчетливую форму.
Процесс поглощения одной нации другой происходит, когда один из двух факторов
(формирующий или дифференцирующий) исчезает, а другой оказывается недостаточно
сильным, чтобы принять на себя временно его функции. Готы исчезли потому, что
отсутствовал один обязательный отличительный признак – они потеряли свою страну,
другие признаки не смогли компенсировать его. Римляне исчезли оттого, что
вместе с потерей доминионов исчез основной фактор, определяющий историческую
цель их существования.
Этот краткий обзор показывает, что единство «по крови» само по себе не может
быть единственным основанием для образования нации.
Нация и государственность, по существу, определяют те духовные ценности,
мораль, на основании которых устанавливаются правила поведения личности в
социуме, которыми она не может пренебрегать. Но также и условия, при которых
человек вносит свой вклад в общество с помощью собственных решений, в
соответствии со своим внутренним складом, так что в конце концов он начинает
регулировать их.
То есть никакая нация не может считать себя исключительной, чувствовать себя
выше других в области разума, чувств и волеизъявлений. Любая из них может
вступить в тот этап, когда дифференцирующий и формообразующий факторы при
выше-означенных условиях приведут к тому же результату, что и в любой другой
сформировавшейся нации, пусть даже с различными достижениями в отдельных
областях. Но ни одна не может считать совершенной и оформленной: она и
образуется и развивается одновременно.
Отличительная особенность еврейской истории, отчетливо проявлявшаяся ко
времени образования государства, в равной степени к моменту его падения,
заключается в том, что здесь совпали дифференцирующий и формообразующий
признаки. Как и в других случаях, все эти факторы, способствующие политическому
росту, должны были существовать до того, как национальная воля и мышление
приобрели отчетливые черты.
Применительно к еврейской нации формообразующим фактором стало наличие
монотеистической религии, предшествующее самому главному дифференцирующему –
территориальному. Справедливо обращали внимание на то, что существовали
еврейские племена, не принадлежавшие израильской нации, следовательно, язык,
как таковой, по крайней мере в то время, не был решающим объединяющим элементом.
В ранний период образования еврейского государства его мощь и ориентация на
монотеизм, должно быть, оказались настолько значительными, что помогли устоять
народу, который еще не стал целостностью в такой степени, чтобы
противодействовать поглощению уже определившимися нациями.
Племена осознавали необходимость исторического объединения и понимали, что оно
должно произойти на религиозной основе. Именно вера не позволила расколоть это
сложившееся единство; и греки, и римляне спустя столетия удивлялись силе их
духа и просто не могли понять этой одержимости. Возможно, первоначально евреев
объединяли лишь воспоминания об общем историческом прошлом, которые носили явно
религиозный оттенок и оказывали особое воздействие (о предке Моисее, например).
С этой точки зрения историческая роль Саула и Давида, как показано выше,
вырисовывается вполне отчетливо. Саул появился в тот момент, когда на первый
план выступила необходимость национальной безопасности, как о том
свидетельствует опыт, накопленный другими нациями.
Иначе говоря, территории проживания определились настолько, что это помогло
племенам встать на путь формирования государственности. Для выполнения этой
задачи как нельзя лучше подходил Саул, обладавший талантами воина и
определенным авторитетом. Благодаря проявленным им качествам территориальный
фактор начал приобретать определенную значимость наряду с существующим
религиозным. Особую роль сыграла деятельность Давида. Местоположение страны
заставило его принять важное и даже смелое по тем временам решение – основать
государство, где будет достаточно места и для других наций. В этом случае
восстанавливалось решающее значение религиозного фактора, совпадающего с
интересами отдельных племен, районов и доминионов.
Целью устремлений Давида стал Иерусалим. Существует устоявшееся мнение, что он
выбрал его в качестве своей резиденции, поскольку, находясь на границе, город
не принадлежал ни иудеям, ни Израилю, следовательно, оказался свободным от
любых политических притязаний внутри израильской нации, иначе говоря, стал
символом величия нового царя.
Вместе с тем Иерусалим находился внутри владений вениамитян и рассматривался в
то время как часть Северного царства. Однако в качестве главного города всегда
выбирался такой, который отчетливо ассоциировался с традициями прошлого.
Выскажем еще одно соображение: первое, что сделал Давид после своего воцарения
в Иерусалиме, стало возвращение ковчега Завета, что, несом
|
|