|
ы поклоняться ему, как святыне.
Закономерно, что по прошествии многих веков имя Соломона становилось все более
легендарным, причем вымысел, как и в рассказах о Мессии, доминировал над
реальными фактами. Не приходится сомневаться в том, что это оказалось возможным,
потому что речь шла о реально существовавшем человеке.
Рассматривая эпоху Соломона в общем историческом контексте, мы должны учесть
еще один момент. Внутренняя энергия человека питается прямо или косвенно из
духовной сферы и обусловлена эмоциональными особенностями. Восхищение человека
вещами и его желания зависят от того, что движет им, что возбуждает его.
Происхождение эмоций, безусловно, зависит от контакта, который обычно спонтанно
проявляется между личностью и предметами или явлениями окружающего мира.
Теперь остается только ответить на вопрос, который кажется весьма простым:
почему могущественный правитель более великой и великолепной Египетской империи
фараон Сусаким, младший современник Соломона, оказался в тени правителя
маленького еврейского государства? Ответ, конечно, заключается в том, что,
несмотря на огромный промежуток лет, существуют определенные связи между
Соломоном и современным человечеством. Они сохранились, хотя миновали века, с
их религиозными, литературными и художественными экспериментами и новшествами.
По своему внутреннему миру Соломон ближе нам, чем правитель Египта.
Разве мы можем объяснить, почему с таким энтузиазмом и самопожертвованием
поколение за поколением посвящают себя всесторонним исследованиям доизраильской
Палестины, иной причиной, кроме ощущения прямой связи между тем давним временем
и нашей эпохой?
Согласимся, что не так-то просто перенестись в то время, которое отделено от
нас тремя тысячами веков. Тогда еще не был основан Рим, не произошли битвы,
которые позже были увековечены в бессмертных поэмах Гомера. И греческая и
римская культуры, да и вся европейская история, отделяют нас от эпохи Соломона.
Однако повседневная жизнь людей в те времена мало отличалась от современной. В
книге «Повседневная жизнь в Древнем Египте» Эрман пишет: «Пять тысяч лет тому
назад мир ничем не отличался от сегодняшнего. Все достижения и открытия
человечества с того времени не привели к существенным изменениям. Одни и те же
конфликты, те же самые условия расцвета или заката искусства действовали и в
древности, и в современную эпоху. Изменились отдельные детали, но сохранились
те же самые проблемы общественной жизни, социального устройства, законности и
взаимопонимания между нациями и государствами!»
Тогда, как, впрочем, и сейчас, людям казалось, что они достигли вершины в
развитии техники и уровне жизни. Духовное совершенство человечества никогда не
зависело от развития знаний о природе или широты исторического кругозора, хотя
именно свободные от религиозных догм умы обладали способностью к фантастическим
идеям. Но именно в монотеистической концепции мира, которая и выделяет эпоху
Соломона среди других культур, мы находим пути понимания мыслей, конфликтов и
надежд человека далекого прошлого.
Чтобы соотнести эпоху Соломона с нашей обычной хронологией, которая основана
на летоисчислении от Рождества Христова, мы должны соотнести еврейский и
нееврейский календари. Прежде всего это ассирийские погодные записи, которые
начали вести только через поколение после Соломона. В них указаны годы
правления каждого властителя, причем начало каждого правления обозначается
именем высшего чиновника (лимму). По форме эти клинописные записи близки к
римским анналам, где фиксировались важнейшие события и исключительные природные
явления. Так, мы читаем, что в тринадцатый год правителя Саргона Ассирийского
(что соответствует первому году его правления как правителя Вавилона) лимму
Пураншагал из Газана вступил в должность в первый день месяца ниссан, а в
месяце сиван наступило затмение солнца.
На основании приведенных данных астрономы подсчитали, что практически полное
солнечное затмение, наблюдавшееся в Вавилонии в месяце сиван, произошло 15 июня
763 года до н. э. Следовательно, мы можем определить время правления царя
Салманассара II Ассирийского как период между 859 – 825 годами до н. э.
В упомянутой нами надписи, связанной с Салманассаром, также говорится, что 14
лиджара лимму Дайан взял штурмом город Каркар и что иудейский правитель Ахав
сражался против него. Этот текст помогает датировать события, описанные в
Третьей книге Царств, где говорится о союзе Ахава и сирийского правителя
Бен-Адада. Следовательно, сражение при Каркаре произошло примерно в 853 году до
н. э., что является самой ранней известной датой, относящейся к личности
еврейского происхождения, упомянутой в Библии, и подтвержденной историческими
данными.
Кажется, что такой способ позволяет достаточно точно датировать периоды
царствования правителей, описанных в Библии, и, в частности, время правления
Соломона. Но на самом деле все не так просто. В Библии отмечены только полные
годы правления, в течение которых царствовал один и тот же человек, и не
отмечены неполные месяцы и дни. Записи использовались лишь для фиксации событий
и важных государственных документов, а не в династических или статистических
целях.
Следовательно, когда новый правитель занимал трон, время его восшествия
(подобная практика существовала на всем Востоке вплоть до 500 года до н. э.)
отмечалось как дата правления и старого, и нового владыки, следовательно, можно
установить время правления по названному числу лет. Скажем, когда говорится,
что «правитель N правил четыре года», означает, что он умер на четвертый год
своего правления. С другой стороны, когда говорится, что «он умер на четвертый
год своего правления», обозначает, что он в действительности правил три года,
но не четыре.
Теперь попробуем определить, на каком году правления Ахава произошла, скажем,
битва 853 года до н. э. В Библии об этом не говорится ничего, но и
|
|