|
оложение среди
всех других поселений благодаря не только Храму, но и особому духовному климату,
сложившемуся в этом городе во время правления Соломона.
О его особой духовной силе упоминают все пророки, сочинения которых дошли до
нас. Старейший из них, Амос, появился в Северном царстве через два столетия
после Соломона и объявил о возрождении «павшей скинии Давидовой», то есть о
необходимости объединения царств под началом Иерусалима. Негодующие слова
пророков об автоматическом соблюдении обрядов показывают, что в памяти людей
еще были живы воспоминания об эпохе былого процветания. Напоминание о ней
воспринималось как утешение.
Исаия и Иеремия сравнивают Иерусалим, который они видят, не с городом, который
представляют в своем воображении, а с тем, который остался где-то в прошлом,
как детство, и обязательно возродится когда-нибудь: «Как утешает кого-либо мать
его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис., 66: 13); «Вот,
наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от
башни Анамеила до ворот угольных… И вся долина трупов и пепла, и все поле до
потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не
разрушится и не распадется вовеки» (Иер., 31: 38 – 40).
Пророк Иезекииль, находившийся среди вавилонских эмигрантов, дает самое
глубокое описание тех переживаний и чаяний, которые испытывали люди,
находившиеся в изгнании. Он смотрит с надеждой на проблему возрождения нации в
границах империи Соломона и описывает тот Храм, который видел в бытность свою
священником. По форме и величине является прообразом храма Соломона,
своеобразным символом и вдохновляющей национальной идеей будущего, таким он
остается и для покоренной нации. «И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид
будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» (Иез., 34: 24).
Находящаяся в центре всех пророческих книг фигура Давида отличается некоторой
двойственностью. Впервые его величие было осознано именно в эпоху Соломона.
Фактически именно Давид заложил ее основу, хотя и нельзя сводить все заслуги
только к его личности. Но все же именно Соломону удалось установить
преемственные связи и сохранить их.
В книге «Наследие Соломона» (1934) Дж. Гарстанг, подробно описывая предысторию
эпохи Соломона, возвращается к самым ранним из известных периодов в истории
страны. В кратком эпилоге он показал, каким выдающимся организатором являлся
Соломон, сумевший использовать сложное наследие – конфликтующие племена – и
учесть опасность, исходившую от непрерывно интригующих друг против друга врагов.
Последующие поколения воспринимают Соломона несколько отстранено, возможно
благодаря его недосягаемой мудрости. Его эпоха оказалась великой, как и все,
что он создал. Но если бы вам хотелось найти правителя, который бы оказался
более земным, вы бы обратились к Давиду, который поднимался, карабкался и
боролся и, несмотря на годы, преодолевал сложности как друг, муж, любовник,
отец, правитель, герой и художник. Он оставался живым и несчастным человеком,
обуреваемым страстями и болью, несгибаемым и в то же время умеющим найти выход
из неловких положений, отважным и одновременно смиренным.
Противопоставление сдержанной мудрости Соломона и человечности Давида служило
опорой во времена национальных бедствий и вдохновляло стремления к стабильной
мирной жизни, а царственная фигура Давида, ведущего свой народ сквозь невзгоды,
казалась подобной Мессии, благословленному Господом. И то, что Давид завещал
своему сыну, воздалось сторицей Соломону. В еврейской литературе упоминается
«Мессия, сын Иосифа», который предшествовал «Мессии, сыну Давида». Возможно,
концепция «Мессии бен Иосифа» возникла в Северном царстве, которое населяли
племена Иосифа, как политическое движение, направленное против ценностей,
проповедуемых Давидовым Мессией в Южном царстве. Возможно, его разрозненные
фрагменты сохранились и после падения Северного царства.
Вот почему Иезекиилю в видении являются два скованных вместе раба,
символизирующие Южное царство Иудеи и Северное царство Иосифа, которые давно
исчезли, но должны возродиться, на что указывает двукратное повторение этого
выразительного пророчества (Иез., 37: 15 – 28).
Верно, что Иосиф через страдания и преследования обрел настоящее благородство,
стал трогательно человечным как сын и как брат. Но у него еще не было связи с
еврейской национальной жизнью. Он всего лишь выполняет свою роль и
предсказывает страдания «предтечи Мессии», за которым последовал победоносный
«Давид Мессия».
Однако в народном сознании фигура Соломона приобрела гиперболизированные черты,
ибо только посредством сверхъестественного можно было объяснить необычайность
одной из самых счастливых эпох, сохранившихся в памяти человечества. Монотеизм
отрицал не только магию, но даже и восхищение чудом. Однако по отношению к
Соломону это считалось вполне естественным и допустимым даже в нормативном
еврейском сознании.
Соломон имел власть над демонами, понимал язык животных и растений, обладал
несметными сокровищами и волшебными предметами, наделял чудодейственной силой
своих потомков. Рассказы о его чудесах стали частью мирового фольклора. Если мы
сравним их с фольклором языческих народов, то заметим, что и здесь упоминается
Соломон как волшебник и как легендарный строитель Храма. Однако и магия, и
превращения совершаются по воле Бога и управляются им. В них нет
противопоставления божественной силы дьявольской, а есть лишь воля Создателя
всего сущего. Если в современном сознании фигура Соломона лишена магического
ореола, то для миллионов людей она все равно остается символом
сверхъестественной силы и образцом для подражания. Продолжатели его дела,
прежде всего строительства Храма, чтобы создать свободное братское общество, и
ныне собираются, что
|
|