Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Михаил Абрамович Заборов - Крестоносцы на Востоке
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
звязанной генуэзцами в 
середине XIII в., город Акра был наполовину разрушен, в нем погибло почти 20 
тыс. человек. Более или менее устойчивая политическая централизация не могла 
при подобных условиях получить развития: она была лишена экономической основы. 
      3.7. Церкви и монастыри 
      Особое место занимала в государствах крестоносцев церковь. В 
Иерусалимском королевстве было создано пять архиепископств и девять епископств, 
а также учреждено много монастырей. За свое участие в Крестовом походе церковь 
получила изрядную долю захваченных земель: к католическим прелатам перешли 
владения, принадлежавшие раньше мусульманскому духовенству, а отчасти и 
христианским церквам, в том числе греческой. Некоторые из церковных владений по 
размерам не уступали владениям светских князей. Так, архиепископство 
Назаретское в XIII в. насчитывало около двух десятков поместий. Обширными 
поместьями располагали в Палестине иерусалимские патриархи, клир церкви Святого 
Гроба. 
      План-схема: "Иерусалим под властью крестоносцев". - файл Ch_3.gif 
      Католические иерархи стали влиятельной частью феодалов на Востоке. 
Епископы в своих владениях выступали такими же полновластными сеньорами, как 
графы и бароны. Рыцари являлись даже вассалами отдельных епископов (так, у 
епископа Лидды было десять подвассальных рыцарей). Светские сеньоры, 
заинтересованные в поддержке церкви, передавали ей в дар земли и движимое 
имущество. Да и сами церковники пользовались любым случаем, чтобы прибрать к 
рукам побольше фьефов, в частности тех рыцарей, которые не прочь были получить 
взамен поместий звонкую монету. Иерусалимским королям пришлось даже принять 
меры к охлаждению стяжательских страстей пастырей: церковным учреждениям 
запретили покупку фьефов, а рыцарям - дарения, ибо под видом таковых подчас 
совершалась продажа. 
      Солидные средства поступали церковным учреждениям от десятины. Ранее 
неизвестная в восточносредиземноморских странах, она была введена исключительно 
в интересах церкви. Иногда короли и бароны узурпировали ее права на десятину, и 
тогда разгорались бурные конфликты между светскими и церковными 
землевладельцами. Государи и князья стремились также урезать остальные статьи 
доходов высших церковных сановников: в 1101 г., например, Бодуэн I потребовал 
от патриарха уступить казне долю поступлений, которые шли патриаршеству с 
паломников. Сами церковные магнаты часто тоже препирались между собой из-за 
всякого рода доходов. О крупных размерах имущества церковных учреждений 
сохранилось немало сведений и в документах, и в рассказах хронистов. Один 
только Бог может оценить сокровища иерусалимского патриарха, писал в конце XII 
в. арабский историк Ибн аль-Асир. Значительными ценностями распоряжались и 
монастыри - Сионский, Иосафатский и др. 
      Папство стремилось держать под контролем новые владения католической 
церкви. Легаты апостольского престола почти ежегодно бывали в Святой земле. 
Через своих посланцев папы вмешивались в выборы патриархов, хотя формально это 
право принадлежало всецело духовенству и баронам Иерусалимского королевства. 
Иногда обстоятельства складывались таким образом, что на патриарший престол 
претендовали одновременно несколько лиц. В этих случаях легаты старались 
провести кандидата, угодного Риму. Первый иерусалимский патриарх - Даимберт 
Пизанский (1099-1102), вступивший в конфликт с Бодуэном I, смещался и 
восстанавливался в своей должности четыре раза. 
      Иными словами, папы, стремясь закрепить позиции римской церкви в ее новых 
владениях, неустанно заботились о том, чтобы там соблюдались земные интересы 
наместников св. Петра. 
      3.8. Причины слабости Латино-Иерусалимского королевства 
      Господство западных завоевателей на Востоке не было прочным. Их 
государства представляли собой маленькие, слабо связанные между собой княжества.
 Они тянулись узкой полосой вдоль восточносредиземноморского побережья и были 
разбросаны на большой территории: Антиохия отстояла от Иерусалима более чем на 
300 км, Эдесса - почти на 200 км от Антиохии. Восточная граница этих государств 
- она постоянно изменялась - растянулась в общем на расстояние свыше 1 тыс. км. 
Между тем сами крестоносцы жили главным образом в городах и в укрепленных 
замках: они не чувствовали себя в безопасности. Даже возле небольших деревушек 
вроде аль-Биры в окрестностях Иерусалима или Дабурии у подножия горы Тавор 
приходилось сооружать башни и иные укрепления. Хрупкие узы вассалитета были 
единственной основой, соединявшей местных феодалов с центральной властью. Уже в 
правление Амори I прекратился рост числа фьефов - поместий: сказывалась 
нехватка земель. Отсюда - ограниченность ресурсов для пополнения рядов 
рыцарства и слабость самих рыцарских контингентов в государствах крестоносцев. 
      С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. Нападения египтян 
приходилось отражать чуть ли не ежегодно как с суши, так и с моря: не было 
такого прибрежного города, который бы не атаковали - и порой не без результатов 
- египетские корабли. Неоднократно и крестоносцы, со своей стороны, порывались 
захватить эту страну. В 1104 г. Бодуэн I уже уступил генуэзцам третью часть 
"Вавилона" (Каира) - настолько иерусалимский король был уверен в своей победе 
над Египтом, которой так и не суждено было быть одержанной. 
      Некоторый прогресс в этом направлении оказался достигнут только в 
середине XII в.: в 1153 г. крестоносцы овладели Аскалоном. Ряд попыток 
завоевать долину Нила предпринял в 60-х годах король Амори I, однако никаких 
сколько-нибудь долговременных успехов даже против внутренне ослабевшего к тому 
времени Египта он не сумел достичь. Лишь иногда там удавалось получать богатую 
добычу, взимать дань с египетских правителей и выбивать коммерческие привилегии.
 В 1167 г. войска Амори I оккупировали саму Александрию: на Фаросском маяке был 
поднят королевский флаг. Вскоре, однако, из Ал
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-