|
М. З.] и являются христианами, но не дают
никакой веры латинянам". По рассказу французского писателя начала XIII в. Жака
де Витри, жившего в Палестине (он был епископом в Акре), сирийцы выдавали
сарацинам военные тайны крестоносцев. "Они часто, - с едва скрываемым
раздражением отмечает он в своей "Иерусалимской истории", просят помощи против
христиан у врагов нашей веры и не стыдятся растрачивать во вред христианству
силы и средства, которые следовало бы обратить во славу Божью против язычников".
Яркими свидетельствами вражды местного населения к крестоносным
завоевателям изобилует замечательное произведение арабской литературы "Книга
назидания" упоминавшегося выше арабского писателя Усамы ибн Мункыза. Он
рассказывает, например, что, когда к деревенским жителям близ Акки (т.е. Акры)
добирался мусульманин, вырвавшийся из франкского плена, они прятали его и
"доставляли в области ислама", иначе говоря, помогали уйти к своим. В одной из
глав Усама пишет о некоем юноше-мусульманине, с которым судьба свела его в
Набулусе: "Его мать была выдана замуж за франка и убила своего мужа. Ее сын
заманивал хитростью франкских паломников и убивал их".
Из рассказов Усамы ясно, сколь велика была ненависть покоренного
населения к пришлым господам. Крестьяне, даже безоружные, ввязывались в схватки
с рыцарями. Однажды к родственнику писателя явился какой-то крестьянин из
местности аль-Джиср. Он держал руку под платьем и на вопрос: "Что с твоей
рукой?" - ответил так: "Я схватился с одним франком, но у меня не было ни
доспехов, ни меча. Я опрокинул франка и так ударил его в лицо, прикрытое
стальным забралом, что ошеломил его. Тогда я взял его же меч и убил его им".
Тот же писатель рассказывает историю зверской расправы, которую учинили
франки над пожилым крестьянином, заподозренным в том, что он привел неких
мусульманских разбойников в деревню возле Набулуса. Старик пытался бежать, и
тогда по повелению короля Фулько (1131-1143) схватили его детей. Чтобы спасти
семью, крестьянин пошел на крайнее средство. Он вернулся и сказал королю: "Будь
ко мне справедлив и позволь мне сразиться с тем, кто сказал про меня, что я
привел разбойников в деревню". И король приказал владельцу разграбленной
деревни: "Приведи кого-нибудь, кто сразится с ним". Затем Усама описывает
издевательский поединок, устроенный в наказание заподозренного: его заставили
биться с кузнецом из той же деревни. "Виконт, правитель города [обычно виконты
творили суд в городах. - М. З.], пришел на место битвы и дал каждому из
сражавшихся палку и щит, а народ встал вокруг них, и они бросились друг на
друга... Они бились до того яростно, что стали похожи на окровавленные столбы".
Судебный поединок, организованный иерусалимским королем явно для устрашения
селян, завершился убийством крестьянина, подозревавшегося в сношениях с
разбойниками, после чего "на шею старика сейчас же набросили веревку, потащили
его и повесили". Свой рассказ Усама ибн Мункыз заключает негодующим
восклицанием: "Вот пример законов и суда франков, да проклянет их Аллах!".
Вражда крестьянской массы к баронам была столь велика, что Гийом Тирский
считал сирийцев - этого "близкого врага" - опаснее чумы.
Для обеспечения собственной безопасности крестоносцы воздвигли в
завоеванных областях крепости и замки. Развалины их сохранились до сих пор. Эти
сооружения (особенно известны замки Крак, Бланшгард, Крак де Монреаль, Крак де
Шевалье) служили не только военными форпостами против соседних мусульманских
государств: они должны были охранять сеньоров и от "близкого врага", от гнева
угнетенных "возделывателей полей".
3.4. Политическое устройство
Политический строй государств крестоносцев представлял собой феодальную
иерархию сеньоров различного ранга и положения, примерно такую же, которая
существовала в то время на Западе. Иерусалимское государство считалось первым
среди государств крестоносцев, однако, по сути дела, короли иерусалимские не
обладали какими-либо преимуществами перед тремя другими князьями, сидевшими в
Триполи, Антиохии и Эдессе. Последние фактически были независимы от короля,
хотя формально связаны с ним оммажем. Практически король занимал положение
номинального главы равноправных членов своего рода конфедерации государств. У
себя в княжествах и графствах правители Антиохии, Эдессы и Триполи располагали
такой же властью, какой в Иерусалимском королевстве располагал их сюзерен.
Главные феодальные государства подразделялись на более мелкие единицы
феодального владения - баронии; последние, в свою очередь, дробились на еще
более мелкие - рыцарские феоды, или лены, разных размеров: феод (фьеф) мог
включать несколько деревень, одну деревню или даже ее часть, так что деревня
делилась между несколькими сеньорами.
В Иерусалимском королевстве, например, было четыре крупных владения: на
севере Палестины - княжество Галилея (с центром в Тивериаде), на западе -
сеньория Сайды, Кесарии и Бейсана, а также графство Яффы и Аскалона (он был
завоеван у Египта в 1153 г.), на юге - сеньория Крака де Монреаль и
Сен-Абрахама. Сеньоры этих владений считались непосредственными вассалами
короны. Каждый из них имел своих вассалов в лице более мелких владетелей,
получивших от них в наследственное держание свои поместья (феоды): вассалом
графа Яффы и Аскалона являлся сеньор Рампы и т.д. Кроме четырех крупных
феодалов королям были подвластны свыше десятка менее значительных ленников -
владетелей Арсуфа, Иерихона, Ибелина, Хеброна и иных местностей и укрепленных
пунктов. Всего в Иерусалимском королевстве имелось 22 сеньории. При этом каждое
владение в государствах крестоносцев представляло собой феод, каждый рыцарь был
вассалом.
Эта организация господствующего класса складывалась по мере водворения
западных феодалов на Востоке. Король Бодуэн I, как о том сообщает Альберт
Аахенский, уже на пятый день по вступлен
|
|