Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Михаил Абрамович Заборов - Крестоносцы на Востоке
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
и на трон потребовал, чтобы все рыцари 
Иерусалимского королевства принесли вассальную присягу и представили сведения о 
своих феодах и поступающих с них доходах, включая денежные суммы, уплачиваемые 
городами. 
      Со временем, когда мусульмане начали вытеснять крестоносцев с захваченных 
территорий, положение рыцарей претерпело некоторые изменения. Вместо поместий 
или наряду с ними короли стали жаловать им в феод различные доходные статьи: 
одним - право сбора рыночного налога, другим - таможенных пошлин, третьим - 
монополию держать весы и меры для торговых сделок и пр. Происходила, по 
выражению французского исследователя К. Казна, фискализация фьефов, в большой 
мере обусловленная своеобразием экономики Восточного Средиземноморья, его 
развитой торговлей, интенсивной городской жизнью. Рыцари, владевшие этими 
денежными (рентными) фьефами, или "фьефами безанта", жили в городах. Их доходы 
не были связаны с землей, и сами они в этом смысле являлись рыцарями-рантье, а 
не землевладельцами обычного феодального типа. 
      Наиболее крупным феодалом был иерусалимский король. Он владел многими 
поместьями. Королевский домен простирался на востоке до р. Иордан и Мертвого 
моря. Кроме того, королю были подвластны несколько больших городов - Иерусалим 
(четвертой частью его, однако, владел патриарх), Набулус, где велась широкая 
торговля, особенно льном и вином, производившимися в Самарии, а также важные 
портовые города - Тир и Акра с их округами: там возделывался хлопок, 
произрастали оливковые деревья, были разбиты виноградники, а вблизи Акры - 
плантации сахарного тростника. Поместья и города приносили королям значительные 
доходы. В пользу короны взимались различные сборы на городских рынках, в 
гаванях: таможенные сборы, якорный налог (по одной марке серебром с каждого 
прибывшего корабля), налог с паломников (терциарий - третья часть стоимости 
проезда пилигримов) и др. Помимо этого короли требовали уплаты пошлин с 
торговых караванов восточных купцов, направлявшихся из Каира в Багдад, из 
Дамаска - в Каир, Мекку, Медину. Немалую дань брали короли с 
кочевников-бедуинов Заиорданья за право пользоваться пастбищами, отнятыми у них 
крестоносцами. 
      Не брезговали иерусалимские государи и прямым разбоем, что было вполне в 
духе тех времен, когда господствовало кулачное право. Усама ибн Мункыз передает 
случай, когда король Бодуэн III (1143-1162) приказал пустить ко дну неподалеку 
от Акры корабль, на котором семья писателя (его жена и дети) направлялась из 
Египта в Сирию. Это было сделано лишь для того, чтобы присвоить ценный груз, 
находившийся на борту судна. "Когда они приблизились к Акке, - рассказывает 
Усама, - франкский король, да не помилует его Аллах, послал в маленькой лодке 
отряд своих людей, которые подрубили [так в цитируемом переводе. - М. З.] 
корабль своими топорами на глазах наших людей. Король, приехавший верхом, 
остановился на берегу и приказал разграбить все, что было на корабле". Затем, 
продолжает Усама, все, плывшие на корабле, были согнаны на берег и подвергнуты 
обыску. У женщин отобрали все, что с ними было. Королевские слуги захватили на 
судне "украшения, сложенные там женщинами, камни, мечи и оружие, золото и 
серебро приблизительно на тридцать тысяч динаров" (примерно 150 тыс. руб. 
золотом). Король забрал все это и выдал им пятьсот динаров со словами: "С этим 
вы доберетесь до вашей страны". А их - мужчин и женщин - было, с негодованием 
пишет Усама, около пятидесяти. 
      Сравнительно большие доходы, извлекаемые законными и незаконными 
способами, давали иерусалимским королям определенный перевес над остальными 
сеньорами - вассалами и субвассалами короны, однако постепенно, по мере раздачи 
коронных земель в лены рыцарям, королевский домен сокращался: к середине XII в.,
 например, вблизи Тира королю принадлежала лишь треть земель; вообще свыше двух 
третей территории королевства занимали владения феодальных сеньоров. 
      Главной обязанностью вассалов была военная служба своему сюзерену. Король 
имел право требовать ее выполнения в течение всего года: ведь государства 
крестоносцев находились в состоянии почти непрерывной войны с соседями, не 
говоря уже о том, что внутренняя обстановка там была весьма неспокойной. Вассал 
не вправе был надолго покидать свои владения. Еще в первые годы существования 
Иерусалимского королевства было принято постановление, что тот, кто, оставив 
свой фьеф без разрешения короля, не вернулся обратно в течение года и одного 
дня, терял права на эти владения (так называемая ассиза одного года и дня). 
Вассал должен был являться по призыву сюзерена на коне, в полном боевом 
снаряжении. Он обязан был приводить с собой своих вооруженных людей и служить 
сюзерену там и столько времени, где и сколько потребуется (в Западной Европе 
вассальная служба обычно лимитировалась 40 днями в году). 
      Обязанностью баронов и других королевских вассалов было также участие в 
феодальном совете - курии, или ассизе. Королевская курия называлась Высокой 
палатой. 
      Ассиза - это был феодальный суд: он рассматривал тяжбы рыцарей. Вместе с 
тем ассиза представляла собой и военно-политический орган, обсуждавший и 
решавший вопросы войны, мира, дипломатии. Высокая палата ограничивала 
королевскую власть и контролировала действия короля по отношению к вассалам. 
Курия выступала хранительницей феодальных кутюмов (обычаев). "Одни только 
рыцари, - писал арабский эмир Усама ибн Мункыз в своей "Книге назидания", - 
пользуются у них преимуществом и высоким положением. У них как бы нет людей, 
кроме рыцарей. Они дают советы и выносят приговоры и решения". Постановление, 
принятое курией, "не может быть изменено или отменено ни королем, ни кем-либо 
из предводителей франков, и рыцарь у них великое дело". 
      3.5. "Иерусалимские ассизы" 
      Понятие "ассиза" имело на франкском Востоке и другое значение: так 
именовались судебники, являвшие собою не что иное, как перечень решений той же 
феодальной
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-