|
случае необходимости использовано.
Распря Танкреда и Бодуэна в Киликии явилась лишь одним из первых
конфликтов "единодушных в вере ратников христовых", хотя апологетически
настроенные латинские хронисты старались всячески подчеркнуть их единение и
сплоченность в борьбе за высокие религиозные идеалы. Так, капеллан Бодуэна
Булонского Фульхерий Шартрский писал: "Хотя мы говорили на разных языках,
казалось, однако, что мы являемся братьями и близкими родичами, единодушными в
любви к Богу". Некритически принимая подобного рода пассажи латинских хронистов,
иные современные буржуазные историки превозносят Крестовый поход в качестве
демонстрации "величия и единства Запада" в борьбе с мусульманским Востоком.
Между тем факты, в изобилии приводимые самими хронистами, в корне подрывают
попытки приписать крестоносцам некое исключительное единодушие, якобы возникшее
на религиозной почве. Завоевательные устремления неоднократно нарушали зыбкую
солидарность грабителей и захватчиков. Раздоры Танкреда и Бодуэна в Киликии -
яркий пример такого столкновения реальных интересов крестоносцев: два главаря
словно забыли не только о своих вассальных обязательствах по отношению к
Византии, но и об общности религиозных побуждений. Пример этот далеко не
единичный.
В полную силу конфликты между предводителями развернулись уже позднее,
притом в главной армии крестоносцев.
Пройдя Кесарию, полностью опустошенную сельджуками, крестоносцы свернули
к армянской Комане. Отсюда отряды Боэмунда пустились преследовать - правда,
безуспешно - остатки разбитой армии Данишмендидов. Через три дня крестоносцы
вступили в Коксон. Граф Тулузский, прослышав, будто турки ушли из Антиохии,
поспешно выслал вперед отряд в 500 провансальцев под командованием Пьера де
Кастильон, чтобы, опередив остальных, захватить этот город, пока Боэмунд занят
военными операциями в другом месте. Сведения об уходе сельджуков из Антиохии не
подтвердились. Тем не менее часть Раймундова отряда во главе с рыцарем Пьером
де Руэ захватила несколько крепостей в долине Руджи. Когда же Боэмунд узнал о
вероломстве Раймунда Тулузского, его ярости не было границ. Этот эпизод положил
начало открытой вражде князя Тарентского и графа Сен-Жилля - двух наиболее
выдающихся вождей крестоносцев, вражде, которая не затухала на протяжении всего
дальнейшего похода.
В погоню за земельными владениями устремились и рыцари пониже рангом.
Провансальский рыцарь Пьер Ольпский по выходе войска из Кесарии обратился к
предводителям с просьбой предоставить ему власть над "прекрасным и богатейшим
городом" Команой (Пластенцией), которую он брался защищать, "верно служа
Господу Богу и Святому Гробу, а также сеньорам и императору".
По совету Татикия (знавшего, что Пьер Ольпский некогда служил василевсу)
вожди крестоносцев охотно уважили просьбу рыцаря: они уступили ему Коману, хотя,
конечно, его обещания верно защищать дело Святого Гроба были лишь благовидным
прикрытием явно неблаговидных, чисто захватнических поползновений.
Миновав Коксон, главные силы крестоносцев двинулись к Марашу по высоким,
"дьявольским", как выражается норманнский хронист, горам, где даже в лучшее
время года условия для перехода были чрезвычайно трудными. Теперь же стоял
октябрь. Полили дожди: вода размыла узенькие горные тропинки. Крестоносцы
карабкались по ним, то поднимаясь круто вверх, то скользя по обрывам.
И люди и кони подчас срывались и падали в глубокие пропасти. Та же участь
постигала вьючных животных. Их пробовали связывать вместе, но, увлекая друг
друга, они то и дело сваливались в бездну. "Никто из наших, вспоминал Аноним об
одном из таких восхождений и спусков, - не отважился пойти первым по тропинке,
которая шла с краю горы... лошади срывались там, и одна упряжка тянула за собой
другую". Утопавшие в грязи рыцари нередко бросали свою тяжелую амуницию, если
не удавалось сбыть ее по дешевке пехотинцам.
"Рыцари, - сокрушенно писал тот же хронист, - стояли повсюду печальные,
били себя от чрезмерной печали и горя, не ведая, что станется с ними самими и
их оружием, продавали свои щиты и наилучшие кольчуги со шлемами за три или пять
денариев [хронист-рыцарь не забывает уточнить цены! - М. З.] или сколько кто
мог получить. Не сумевшие продать даром бросали их прочь и шли [дальше]".
2.7. Первое государство крестоносцев
В октябре 1097 г. рыцарские ополчения добрались до Мараша. Сюда же явился
и Бодуэн Булонский с оставшейся у него сотней рыцарей. Распря с Танкредом
подорвала престиж графа среди крестоносцев, и он предпочел уйти из Киликии, с
тем чтобы поискать счастья где-то в других местах. Действительно, неуемный
захватчик провел в Мараше лишь два дня, после чего по совету своего брата,
герцога Бульонского, направил стопы дальше на юго-восток - к Евфрату. Им
неотступно владела мысль об основании собственного княжества. Ни смерть жены,
ни какие-либо посторонние соображения не могли остановить Бодуэна. Опираясь на
поддержку некоторых армянских владетелей и встретив слабое сопротивление лишь
со стороны Балдуха, эмира Самосатского, граф Булонский быстро овладел двумя
важными крепостями между Эйнтабом и Евфратом - Равенданом и Телль-Баширом
(латинские хронисты называют их на французский лад - Равендель и Турбессель), а
6 февраля следующего, 1098 года въехал в богатый армянский Город Эдессу,
завоеванный сельджуками за 11 лет до того (в 1087 г.)
Этим крупным центром ремесла и караванной торговли, Эдессой, или Урхой,
находившимся на пути из Месопотамии в Сирию, управлял (вначале от имени
сельджукского правителя Сирии Тутуша, а затем самостоятельно) армянский князь
Торос, которому еще ранее Византия пожаловала высокий титул куропалата.
Хитростью войдя в доверие к князю, Бодуэн, прибывший в качестве освободителя
армян от владычества иноверцев всего с 80 всадниками, сумел даже добиться
усыновления своей особы Торосом и его женой. В знак этого усыновления была
пуб
|
|