Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Михаил Абрамович Заборов - Крестоносцы на Востоке
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
герцоги". В свою очередь, Алексей I посоветовал предводителю 
крестоносцев-оборванцев дождаться подхода крестоносцев-рыцарей. "Не 
переправляйтесь через Босфор до прибытия главных сил крестоносного войска, - 
сказал он, - вы ведь слишком малочисленны, чтобы одолеть турок". Василевс даже 
снабдил бедняков некоторыми средствами, чтобы дать им возможность удержаться 
некоторое время в столице. Куда там!, Крестьяне рвались к "земле обетованной", 
и Алексей I, убедившись, что уговоры бесполезны, счел за лучшее поскорее 
избавиться от непрошеных союзников. Менее чем через неделю после прибытия Петра 
Пустынника в Константинополь император начал переправлять крестоносцев на 
азиатский берег Босфора. Толпы пришельцев были собраны и размещены лагерем на 
южном берегу Никомидийского залива, примерно в 35 км к северо-западу от Никеи. 
Отсюда отдельные отряды стали на свой страх и риск совершать более или менее 
отдаленные вылазки, вступали в бои с сельджуками. Петр Пустынник, принявший на 
себя общее командование, к которому был совершенно непригоден, пытался 
остановить своих воинов, но это оказалось делом безнадежным. Он вернулся в 
Константинополь. 
      Вскоре в главном лагере разнесся слух, будто норманны взяли Никею. Весть 
об этом возбудила остальных крестоносцев, боявшихся упустить свою долю добычи. 
Они тотчас двинулись к Никее. Не дойдя до нее, воины христовы (так обычно 
именуют их латинские хронисты) были встречены заблаговременно подготовившимся к 
схватке сельджукским войском. 21 октября 1096 г. сельджуки перебили 25-тысячное 
ополчение ратников Божьих. Среди прочих пали и некоторые предводители, в их 
числе Готье Неимущий. Многие бедняки попали в плен и были проданы в рабство. 
Около 3 тыс. человек сумели избежать гибели и плена, спасшись стремительным 
бегством в Константинополь. Одни, продав здесь свои пожитки, постарались 
добраться домой, другие стали дожидаться подхода графов и светлейших герцогов. 
      
      Таков был трагический финал попытки сервов бежать из-под власти сеньоров. 

      Крестовый поход бедноты в основе своей являлся не чем иным, как 
своеобразным, религиозно окрашенным актом социального протеста крепостных 
против феодальных порядков. Он представлял собою в некотором роде продолжение 
прежних, пассивных антифеодальных выступлений крепостной деревни. Массам 
крепостных пришлось дорого заплатить за попытку осуществить мечты об 
освобождении, совершив религиозный подвиг. Наивные иллюзии, вскормленные 
церковью в крепостной массе, придавленной умственной нищетой, разбились при 
первом же столкновении с реальной действительностью. Крестьяне обрели на 
Востоке не землю и волю, а только собственную гибель. 
      2.3. Начало похода рыцарства 
      В то время, когда сервы, двинувшиеся на Восток, либо уже сложили свои 
головы, либо находились на пути к этому концу, начался Крестовый поход 
рыцарства и знати, точнее говоря, поход, в котором им принадлежала решающая 
роль, ибо в нем участвовали и массы деревенской бедноты, увязавшиеся за графами 
и герцогами. 
      В августе 1096 г. тронулось в дорогу большое феодальное ополчение из 
Лотарингии и с правобережья Рейна. Предводительствовал им герцог Нижней 
Лотарингии (он владел ею с 1087 г.) Готфрид IV Бульонский (Бульон - замок в 
Арденнах). Герцогский титул и знатное происхождение (графы Булони, из рода 
которых он происходил, вели свою родословную от Каролингов) не обеспечивали 
прочности его владениям: полным властелином он являлся лишь в Антверпенском 
графстве да в замке Бульон, остальная же часть Нижней Лотарингии была 
пожалована ему германским императором на правах бенефиция . Завоевав в 
восточных странах земли, Готфрид IV надеялся занять более твердые позиции в 
феодальном мире. 
      К Готфриду Бульонскому присоединились его старший брат граф Евстафий 
Булонский и младший брат Бодуэн, тоже из Булони. Бывший церковнослужитель, этот 
последний вообще не имел на родине никаких владений, и желание приобрести их 
служило главным стимулом, побудившим его принять участие в священной войне. К 
герцогу Бульонскому примкнули многие из его вассалов, в том числе Бодуэн Ле 
Бург, двоюродный брат Готфрида IV, граф Бодуэн из Эно, граф Рено из Туля. 
Каждый вел свои вооруженные отряды. Все это рыцарское (в основном) войско 
направилось к сборному пункту крестоносцев Константинополю - по той же 
рейнско-дунайской дороге, по которой недавно проследовали отряды бедноты. 
      Венгерский король Коломан - через его земли только что прошли с грабежами 
крестьянские отряды - согласился предоставить свободный переход по своей 
территории лишь при условии, что ему дадут определенные гарантии: Венгрии на 
этот раз не будет нанесен ущерб. В подкрепление этих гарантий Готфрид IV должен 
оставить ему заложников. Коломан и герцог встретились на мосту через Лейту, 
потом еще раз в королевском дворце; после долгих пререканий они заключили 
соглашение. В качестве заложника Коломану оставили Бодуэна Булонского с 
близкими ему людьми. Когда ополчение Готфрида IV достигло Болгарии и перешло р. 
Саву, венгры вернули заложников. Это было в ноябре 1096 г. Лотарингские 
крестоносцы продолжали свой путь по византийским владениям. Без особых 
инцидентов они добрались к рождественским праздникам до предместий 
Константинополя. 
      Легенды более позднего времени превратили Готфрида Бульонского в главного 
героя Крестового похода. Ему приписывались особое религиозное рвение, 
удивительное личное мужество и выдающиеся способности военачальника. Альберт 
Аахенский, чья хроника "Иерусалимская история" представляет панегирик герцогу 
Лотарингскому, считает, что этим сеньором якобы руководили исключительно 
благочестивые мотивы. Собираясь встать на стезю Господню, он "ч
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-