|
и коза. Они считались проникнутыми божественной
благодатью и пользовались большим почетом среди крестьян: по словам Альберта
Аахенского, им "выказывали знаки благочестивого почитания сверх меры, и
превеликая рать, подобно скотине, следовала за ними, веря в это всей душой".
Крестьяне видели в обоих животных вожаков отряда. Каноник Альберт Аахенский,
яростно возмущаясь "омерзительным преступлением глупого и сумасбродного пешего
скопища", включил в свой рассказ знаменитый эпизод с гусем и козой. Для него,
служителя церкви, это языческое заблуждение. И действительно, в религиозных
представлениях крестьян причудливо переплетались христианские и дохристианские
верования - почитание домашних животных вполне уживалось с официальной
церковной идеологией. Ведь она усваивалась крестьянством на свой, особый лад и,
может быть, как раз в остатках язычества своеобразно отражалась антифеодальная
направленность похода бедноты.
Хотя рыцари и примкнули к крестьянскому сборищу, сами сервы старались по
возможности отделываться от благородных попутчиков. Когда отряд Петра
Пустынника пришел в Кельн (12 апреля 1096 г.), то уже через три дня, по
сообщению хрониста Ордерика Виталия, масса крестьян поспешила дальше. С Петром
в Кельне остались около 300 французских рыцарей, которые покинули город лишь
спустя неделю после прибытия. Крепостным было явно не по дороге с рыцарями. Им
приходилось иногда принимать феодальных авантюристов в качестве военных
командиров, но по сути своей устремления деревенской бедноты и рыцарства были
прямо противоположными.
По дороге крестоносцы вели себя как грабители. Проходя через земли
венгров и болгар, они силой отнимали у населения продовольствие, отбирали
лошадей, рогатый скот, овец, убивали и насильничали. Для бедноты грабеж был
единственным способом добыть себе пропитание. Крестоносцы продолжали грабить и
вступив на территорию Византии. У крестьян не было денег, чтобы уплатить за
провиант, предоставленный им по распоряжению императора Алексея Комнина. К тому
же в походе бедноты участвовало немало деклассированных элементов - всякого
рода уголовных преступников, увидевших в крестоносном предприятии лишь удобное
средство для грабежей и разбоев. "Много всякого сброду примкнуло к крестовому
воинству не для того, чтобы искупить грехи, а чтобы содеять новые" - такую
характеристику этим крестоносцам дает один из хронистов.
Значительная доля вины за разбой в землях венгров и болгар падает на
рыцарские шайки, присоединившиеся к крестьянским толпам. В частности, именно
рыцари почти целиком ответственны за жестокие еврейские погромы, которые в
начале пути были произведены по их подстрекательству и при их прямом участии во
французских, немецких и чешских городах (Руан, Реймс, Верден, Кельн, Шпейер,
Вормс, Трир, Майнц, Магдебург, Прага, Мец, Регенсбург, Нейсс и др.). Особенно
"отличился" при этом граф Эмихо Лейнингенский.
Немало рыцарей задолжали евреям-ростовщикам, и погромы представлялись
графам и виконтам удобным средством "сполна рассчитаться" с заимодавцами, да
еще и обогатиться за их счет, даже не достигнув Святого Града. Весьма
неблаговидную роль во время этих массовых погромов сыграли и некоторые высшие
сановники католической церкви. Майнцского архиепископа впоследствии прямо
уличали в том, что он присваивал имущество евреев, заставляя их креститься: в
этом случае-де они будут спасены. Таким путем архиепископ попросту вымогал
деньги у своих жертв.
Еврейские погромы в Европе только предвосхищали кровавые "деяния франков
и прочих иерусалимцев" на Востоке (так называется составленная
итало-норманнским рыцарем хроника Крестового похода).
Венгры, болгары, греки дали энергичный отпор нежданным освободителям
Гроба Господня. Они беспощадно истребляли крестоносцев, отбирали захваченную
ими добычу, преследовали отставших. В стычках крестоносцы несли большие потери.
По свидетельству Альберта Аахенского, отряд Петра Пустынника, которому близ г.
Ниша пришлось вступить в сражение с византийскими войсками, покинул город,
уменьшившись на четверть.
Миновав Филиппополь и Адрианополь, бедняки-крестоносцы направились к
греческой столице. Толпы крестьян стали прибывать сюда с середины июля 1096 г.
Они уже значительно поредели: ведь прошло три с лишним месяца после начала
похода. Первым подошел отряд Готье Неимущего, а две недели спустя, 1 августа, с
ним соединился отряд Петра Пустынника. Многим крестьянам, надеявшимся обрести
свободу в землях сарацин, не удалось достигнуть даже Константинополя:
крестоносцы потеряли в Европе около 30 тыс. человек. Едва ли не целиком погибли
отряды Фолькмара, Готшалька и Эмихо Лейнингенского, хотя сами их предводители
уцелели и добрались до города на Босфоре.
Деморализованные предшествующими грабежами, крестоносцы и в столице
империи повели себя крайне разнузданно. Они разрушали и поджигали дворцы в
предместьях города, растаскивали свинцовые плиты, которыми были выложены крыши
церквей.
Византийское правительство вначале попыталось проявить сдержанность и
терпимость по отношению к оборванным пришельцам. Алексей Комнин даже принял у
себя во дворце Петра Пустынника и Фолькмара. Альберт Аахенский в своей
"Иерусалимской истории" рассказывает об этой встрече следующим образом:
"Петр, будучи малого роста, имел великий разум и отличался красноречием.
Императорские посланцы привели только его одного вместе с Фолькмаром к
императору, чтобы тот удостоверился, верна ли дошедшая до него молва о Петре. И
Петр доверчиво встал перед императором, и приветствовал его именем Господа
Иисуса Христа, и поведал ему со всеми подробностями, как из любви к Христу и
желая посетить его Святой Гроб он оставил родину. Он упомянул также, какие
довелось ему за короткое время вынести теперь беды, и сказал императору, что
вскоре за ним [Петром. - М. З.] явятся могущественные сеньоры, графы и
светлейшие
|
|