|
ого вельможи (I
тысячелетие до н. э.) своей покойной жене. Безутешный супруг перечисляет все
благодеяния, которые он оказывал жене, пока она была жива (например, своих
подчиненных он заставлял кланяться ей, «простираясь на животе», и делать
подарки). Вельможа с обидой вопрошает ее: за что же ты мучаешь меня теперь,
являясь по ночам? Он грозит написать на нее жалобу богам «города мертвых».
Покойный пьет воду, перед ним – «поля блаженных» [Папирус из «Книги
мертвых»]
Поскольку каждый сановник (а каменные гробницы воздвигались, естественно,
не для простых египтян) хотел обеспечить себя всем необходимым после смерти, на
стенах внутренних помещений его усыпальницы детально изображался его
«собственный дом» со всем хозяйством. Покойного окружают любящая жена и дети,
их обслуживает многочисленная челядь. В центральной усадьбе и отдельно
расположенных селениях отряды работников под надзором надсмотрщика копают
каналы, сеют, собирают урожай. Каждая вещь передана художником с максимальной
точностью: ведь это вовсе не картина, предназначенная для праздного любования,
а то, что должно ожить, обеспечив хозяина в ином мире всем необходимым.
Изображения и сопровождающие их надписи служат первоклассным источником для
изучения древнеегипетского быта и социальной действительности. Не следует,
однако, забывать, что мы имеем дело с картиной не этого, а «того» мира. Он,
конечно, должен быть похож на наш, но не может быть абсолютно тождествен ему.
В нескольких гробницах Древнего царства, наряду с художественным
изображением усадьбы вельможи, встречается и биография погребенного. Она обычно
излагается от первого лица как автобиография: говорит такой-то, я был тем-то и
тем-то, выполнял такие-то поручения. Весьма характерно, что главное внимание
уделяется служебной карьере чиновника и милостям, оказанным ему фараоном:
именно от этого зависело его благосостояние при жизни. Подробное перечисление
титулов в по-добных надписях не является проявлением тщеславия, а
преувеличенные восхваления милостей фараона не есть грубая лесть. Сам смысл
гробницы состоит в том, чтобы обеспечить благополучное посмертное существование
ее обитателю: человек надеется и в ином мире сохранить свое общественное
положение.
«Автобиографии» вельмож Древнего царства позволяют сделать ряд любопытных
наблюдений относительно организации государственного управления. Во-первых, как
правило, тот или иной пост (несмотря на то, что назначение зависело от фараона)
занимали представители одной и той же фамилии, т. е. должности были
наследственными. Во-вторых, огромную роль играло родство с фараоном, так что в
каком-то смысле все государство было устроено «по-семейному». Четкой
дифференциации ведомств не существовало: один и тот же вельможа то возглавлял
войско, то разбирал судебное дело или выполнял функции жреца, то отправлялся в
экспедицию за редкой породой камня. Титулы, которыми награждались египетские
сановники, далеко не всегда отражали действительный характер их служебной
деятельности: нередко они лишь указывали на роль, исполняемую в придворном
церемониале (например, «носитель царских сандалий»).
При V династии особое значение стало придаваться культу бога солнца Ра.
Сама династия происходила из того нома, покровителем которого он был. В районе
современного селения Абу-сир найден храмовый комплекс Ра, центром которого был
огромный обелиск, уподобляемый лучу этого бога. Правитель Египта считался
единосущным сыном Ра, плоть которого после смерти сливалась с небесным отцом.
Культ Ра, таким образом, играл не только натурмифологическую, но и политическую
роль. Однако представления о связи фараона с Хором и Осирисом отнюдь не
предавались забвению: различные мифы наслаивались один на другой, создавая
сложную и порой причудливую картину.
При VI династии пирамиды фараонов становятся более скромными по размерам,
а еще позднее начинают возводиться не из прочного камня, а из кирпича. Напротив,
гробницы номархов превращаются в величественные сооружения, их титулатура
напоминает царскую, и даже летосчисление в номах ведется по годам правления
местного номарха, а не общеегипетского фараона, как прежде. Это значит, что
Египетское государство постепенно распадается. Начинается П е р в ы й п е р е х
о д н ы й п е р и о д (XXIII–XXI вв. до н. э.).
В списке, имевшемся у Манефона, и в это время фараоны следуют один за
другим, однако доказано, что те четыре династии, которые он называет VII, VIII,
IX и X, правили в разных частях страны (и, стало быть, иногда параллельно).
Номы соперничали друг с другом и создавали временные коалиции, объединяясь
вокруг наиболее сильных. Таковыми на севере Египта был Гераклеопольский ном, а
на юге – Фиванский.
Очевидно, в Первый переходный период было создано несколько произведений
пророческого жанра, более поздние копии которых дошли до нашего времени. В
одном из них описывается нечто вроде «конца света», когда «Земля перевернулась
подобно гончарному кругу». Автор последовательно и детально перечисляет
апокалиптические картины: забыты поминальные жертвы, да и сами мумии выброшены
из гробниц, Египет заполонен азиатами, чьи нравы и обычаи противны коренным
египтянам, нарушена традиционная иерархия – «тот, кто прежде не имел даже пары
сандалий, стал теперь собственником богатств; тот, кто не мог сделать себе
саркофага, стал теперь владельцем гробницы». Страшные картины анархии, которая
есть корень всех бед, у автора другого текста сменяются пророчеством о
появлении царя – спасителя от хаоса. В последнем, именуемом Амени, египтологи
видят фиванского фараона Аменемхата I (основателя XII династии), при котором
наступает пора стабильно
|
|