Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ти.
      Важно отметить, однако, что указанные пророчества египетские писцы 
копировали спустя многие столетия после правления Аменемхата. Эти памятники 
вовсе не были мемуарами о лично пережитых событиях или политическими памфлетами,
 которые быстро теряют свою актуальность. Они преследовали гораздо более 
серьезную идеологическую цель. Картина «перевернутого мира» понадобилась автору 
для того, чтобы продемонстрировать, в чем состоит истинный космический и 
социальный порядок: царь – единственный защитник мира, спаситель его от 
вселенского хаоса.
      Среднее царство Период Среднего царства (время XI–XIII династий) 
наступает в результате победы Фиванского нома над Гераклеопольским и 
установления его гегемонии на всей территории Египта. Эта эпоха, продолжавшаяся 
около трех столетий (XXI–XVIII вв. до н. э.), характеризуется подъемом местных 
центров, строительством городов, развитием ремесел и торговли.
      Изучая данный период (в отличие от III тысячелетия до н. э.), 
исследователи могут пользоваться многочисленными документами, написанными на 
папирусных свитках. Большинство из них сохранилось случайно, в частности 
благодаря тому, что в Египте на изготовление саркофагов шли использованные 
папирусы (склеенные в несколько слоев они напоминали картон), ведь с деревом в 
этой стране всегда было непросто. Египтологи осторожно и терпеливо расклеивают 
такой «картон» и пытаются прочитать сохранившиеся строчки на фрагментах 
папируса. Документальный характер большинства источников и случайность 
отраженных в них фактов служат известной гарантией того, что информация не 
является сугубо тенденциозной: она отражает особенности социального и 
политического строя данного времени.
      Исследователи установили, что многочисленные носители придворных титулов 
и званий, представители различных государственных ведомств имели служебные 
владения, формально переданные им (или утвержденные за ними) центральной 
властью. Основное трудящееся население Египта составляли так называемые царские 
люди, являвшиеся «материальным обеспечением» титула и должности. В египетских 
документах эпохи Среднего царства встречаются случаи наследования должностных 
земельных владений вместе с «царскими людьми», равно как служебных обязанностей 
и статуса. В каком-то смысле можно сказать, что частному владению уподоблялись 
сами властные полномочия, от объема и характера которых зависел и размер имения,
 и количество в нем «царских людей».
      Эпоха Среднего царства – время расширения международных контактов. Об 
этом свидетельствуют находки египетских изделий не только в таких городах 
Восточного Средиземноморья, как Библ и Угарит, но и на острове Крит. Южные 
рубежи страны охраняли две мощные крепости, построенные в районе II порога, в 
Северной Нубии. Фараоны XII династии, главным образом Сенусерт III, вели 
активную внешнюю политику. Они совершали набеги в Ливию, отнимая скот у местных 
бедуинов. Посредством торговли и дипломатии египтяне старались закрепить свое 
присутствие в Восточном Средиземноморье.
      Амон Фиванский, бог – покровитель столичного города, занял в это время 
особое место в египетском пантеоне: слившись с богом солнца Ра, он стал главным 
объектом культа. В районе Фаюмского оазиса, хозяйственно обустроенного в эту 
эпоху, был возведен поминальный храм фараона Аменемхата III, который греки 
называли Лабиринтом. Лабиринт представлял собой, по-видимому, совокупность 
святилищ номовых божеств. Обеспечивая себе поддержку всех местных 
богов-покровителей, фараон представлял свое царство в виде нерушимого союза 
номов.
      Значительная часть сохранившихся папирусов Среднего царства – это 
школьные тексты: прописи, ученические копии, учебные пособия и литературные 
образцы для подражания. Особо ценилось в Египте умение читать и писать, и 
знатные люди среди всех своих пышных титулов не забывали упомянуть о знании 
грамоты. Письмо египтяне называли «божественной речью». Создателями и 
хранителями письменной традиции были профессиональные писцы и школьные учителя. 
Ряд литературных памятников Среднего царства непосредственно связан со школой. 
Учителя составляли особые «поучения» для своих нерадивых учеников, требуя много 
раз переписывать их – и не только для обучения грамоте, но и в воспитательных 
целях.
      Обычный мотив подобных поучений – восхваление книжного знания и участи 
писца-чиновника, который освобожден от тяжкого физического труда и не столько 
подчиняется чужим приказам, сколько сам отдает их. В поучениях карикатурно 
изображаются различные «профессии» и связанные с ними тяготы и лишения. Перед 
образованным человеком – после долгого и мучительного ученичества – открываются 
блестящие перспективы, если начальство окажется к нему благосклонным. За 
строчками старинных папирусов видна фигура угодливого чиновника, для которого 
ученость – лучший способ сделать карьеру. Но есть и иного рода сочинения, также 
запечатленные тонкой кистью древнеегипетского писца. Автор одного из них 
говорит, что мудрое слово вековечно, как пирамиды.
      Относительно недолгий период Среднего царства – время расцвета египетской 
литературы. Язык этой эпохи служил образцом для подражания многие века. На вкус 
современного читателя он порой даже чрезмерно изыскан. Некоторые литературные 
сочинения (например, «Рассказ красноречивого поселянина») были призваны 
продемонстрировать красоты слога, виртуозное умение использовать сложные 
риторические фигуры.
      Лишь недавно познакомившись с дальними странами, египтяне любили читать 
повествования о путешествиях и приключениях. В шедевре древнеегипетской прозы – 
«Рассказе Синухе» – говорится о злоключениях египетского вельможи, бежавшего в 
Азию. «Рассказ» построен на изображении контраста между бытом и нравами 
азиатов-бедуинов и египтян. По милости фараона Сенусерта I (как же в Египте б
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-