|
чается лаконичностью, монументальностью и
строгостью линий. Художники следовали канону, ибо, изготавливая статую, они не
просто творили, а участвовали в традиционном ритуале, священнодействовали.
На стенах внутренних помещений пирамид (начиная с V династии) высекали
древнейшие памятники религиозной литературы – «Тексты пирамид». Иероглифы
раскрашивали зеленой краской (цветом возрождения). В текстах можно обнаружить
запись фрагментов похоронного ритуала и заклинания, обеспечивающие покойному
вечную жизнь. В Египте с самых давних времен сооружались святилища богов и
совершались обряды богопо-читания. Однако никакие культовые постройки эпохи
Древнего царства не идут в сравнение с комплексами пирамид. Культ покойного
правителя был не просто одним из многих, он занимал тогда центральное место в
египетской религии.
Для всей египетской цивилизации (и не только в эпоху Древнего царства)
характерно отношение к носителю верховной власти как к Владыке всего, что есть
на Земле. Любого из подданных, вплоть до высоких вельмож, фараон мог назвать
термином, который обычно применялся по отношению к рабу. Он рассматривал всю
территорию страны, все ее богатства и все население как свою собственность. Но
сама эта «собственность» весьма своеобразна, ибо правитель в отношении своих
владений употребляет те же выражения, какими пользуется, говоря о своей семье
или о собственном теле.
В научной литературе о Древнем Востоке нередко используется понятие
«деспотия». Прилагается оно и к Египту. Для сторонников либеральных ценностей
«деспот» звучит как ругательство: жестокий самодур и кровопийца. Слово это
имеет греческое происхождение и находится в близком родстве с древнеиндийским
дампати, что значит буквально «домовладыка». Древний правитель воспринимал свои
владения как огромное домохозяйство, которым он полновластно распоряжался
(следуя, впрочем, тем традициям, что были установлены богами).
Почти все, что известно о Древнем царстве, добыто при раскопках
египетских некрополей («городов мертвых» – кладбищ). Поэтому и сам Египет мы
воспринимаем главным образом как некое царство мертвых. Сохранилось множество
гробниц египетских вельмож, выстроенных из камня. Внутренние стены их покрыты
рельефными изображениями (зачастую раскрашенными) и надписями.
Заупокойные подношения [Рельеф из гробницы принцессы]
По представлениям египтян, покойный не переставал существовать, а лишь
переселялся в иной мир. Задача его наследников состояла в том, чтобы на новом
месте хозяин гробницы преумножил все то, чем он владел до своей кончины.
Покойный сохранял все те потребности, которые были у него при жизни, поэтому
его регулярно кормили и поили, принося поминальные жертвы. Некая сохранившаяся
после кончины сущность человека жадно поглощала такую же сущность пищи,
переданной умершему. В надписях мертвецу желали есть, пить и веселиться; ему
предлагали, к примеру, 10 сортов мяса и 5 сортов птицы, 16 видов печенья и 4
сорта ячменного пива, всевозможные фрукты и сласти. Между написанным словом и
вещью для египтян существовала магическая связь, и потому все это не было
пустым пожеланием: что написано – сбудется! Иероглифы сопровождались наглядными
иллюстрациями: на рельефах слуги несут на поминальный пир горы фруктов и
огромную бычью ногу.
Саркофаг с изображением сцен перехода в мир иной [I тысячелетие до н. э.
]
Так как смерти, в нашем смысле слова, для египтян не существовало,
большое значение придавалось сохранности телесного облика умершего. Отсюда –
обычай мумификации, с веками достигший высокой степени совершенства. Геродот
подробно рассказывает о технологии мумифицирования и мерах, которые
предпринимались для того, чтобы быть уверенным, что тело «тленья убежит». Труп
высушивали в соде, обмазывали смолой и тщательно пеленали бинтами.
Предварительно извлеченные внутренности хранили в специальных каменных сосудах
(канопах) с крышками в виде голов богов.
Сохранность внешнего облика покойного обеспечивалась также изготовлением
портретной статуи, перед которой помещали поминальные приношения. Гроб
(саркофаг) делали из камня, дерева или склеенного в несколько слоев папируса.
Лицу покойного на саркофаге нередко придавали портретное сходство. Благодаря
вере египтян в то, что душа мертвеца может вселиться в его изображение,
возникло замечательное искусство египетского портрета. Поразительный «реализм»
произведений древних мастеров тесно связан с магическими представлениями.
Отношение к изображению как своего рода двойнику изображенного таило в
себе и опасности. Возможно, поэтому прижизненный портрет нередко намеренно
оставляли незаконченным, дабы душа не переселилась в него преждевременно,
покинув собственное тело.
Поскольку для египтян название таинственным образом выражало сущность
того, что поименовано, а не являлось условным и случайным обозначением, то
посмертному сохранению имени они уделяли огромное внимание. Этому было
посвящено множество формул заупокойного ритуала. В руках современных
исследователей оказываются поразительные человеческие документы – письма
умершим, которые родственники клали вместе с едой и питьем перед статуей в
гробнице. Родственникам, ушедшим в мир иной, египтяне сообщали о последних
семейных новостях, за что-то благодарили, а иногда и жаловались.
Сохранилось пространное послание одного мемфисс
|
|