Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
его 
старания и отрешения от всего. Такое и мелкому, и высокому трудно. Высокому еще 
труднее.
      XI Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, так говорит:
      Нет даяния, подобного даянию дхармы, восхвалению дхармы, раздаче дхармы, 
свойству по дхарме.
      Вот что это такое:
      Должное отношение к рабам и слугам, послушание матери и отцу – доброе 
дело; (должное отношение к) друзьям, близким, родичам; даяние брахманам и 
шраманам – доброе дело; неубиение живых тварей – доброе дело.
      Это должно говориться отцом и братом, и хозяином, и другом, близким, 
родичем – вплоть до соседа: «Вот что такое доброе дело, вот как следует 
поступать».
      Поступающий так и этот мир обретет, и для иного мира – бесконечную 
благодать24 посредством такого даяния дхармы.
      XII Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, воздает хвалу всем вероучениям – ушедшим 
из мира, и находящимся в миру, и дарениями и всевозможными хвалами он почитает 
их. Но не так ценит наперсник богов дарение и хвалу, как то, чтобы 
увеличивалось достоинство всех вероучений. А увеличение достоинства 
многообразно. Но основа его такова:
      Это сдержанность в речи, чтобы не было восхваления собственного 
вероучения и порицания чужого вероучения без всякого повода или было легкое 
(порицание) по тому или иному поводу. Но следует именно восхвалять чужие 
вероучения по каждому поводу.
      Поступающий таким образом и свое вероучение воистину возвышает, и чужому 
вероучению способствует. Поступающий иначе и свое вероучение губит, и чужому 
вредит. Ведь когда кто бы то ни было хвалит собственное вероучение или порицает 
чужое вероучение с мыслью: «Придам блеск собственному вероучению», поступающий 
так из приверженности собственному вероучению его-то именно и губит. Но доброе 
дело – сходиться вместе, дабы внимать дхарме друг от друга и (ей) повиноваться.
      Ведь таково желание наперсника богов: «Все вероучения да будут 
умудренными и приносящими благо».
      И тем, кто привержен тому или иному из них, надлежит сказать: «Не так 
ценит наперсник богов дарение или хвалу, как то, чтобы возрастало достоинство 
всех вероучений». И многие пекутся (об этом) для достижения такой цели 
«сановники дхармы», «сановники, надзирающие за женщинами»25 и те, кто «следят 
за отхожими местами», и иные разряды (моих слуг). И таков плод этого (старания),
 что происходит возрастание собственного вероучения и воссияние дхармы.
      XIII Большой наскальный эдикт 
      По прошествии восьми лет после помазания царем Пиядаси наперсником богов 
были завоеваны калингяне26. Полторы сотни тысяч живых существ оттуда уведены, 
сто тысяч там убито, и столько же умерли. И теперь, после того как захвачены 
калингяне, у наперсника богов (появилась) сильная приверженность к дхарме, 
стремление к дхарме и наставление о дхарме. У наперсника богов, после того как 
завоеваны калингяне, (появилось) раскаяние. Ведь завоевывать то, что не было 
прежде завоевано, (означает) убийство, и смерть, и увод народа. Воистину, это 
(представляется) болезненным и тяжким наперснику богов.
      И вот что еще тяжелее (представляется) наперснику богов:
      Те, кто живут там, – брахманы или шраманы, или сторонники иных вероучений,
 или домохозяева, преданные дхарме:
      Послушание почтенным27, послушание отцу с матерью, послушание наставникам,
 должное отношение к друзьям, близким и родичам, к рабам и слугам, твердая 
преданность – им тогда достается страдание, и убиение, и с любимыми расставание.
 И те, кого всей душой любят преданные дхарме, их друзья, приятели, близкие, 
родичи в беду попадают. И от этого им тоже страдание.
      И эта участь всех людей тяготит наперсника богов. И нет такой страны, за 
исключением греков, где не было бы подобных разрядов, а именно брахманов и 
шраманов, и нигде в стране нет (такого места), где люди не принадлежали бы 
какому-либо вероучению. Сколько народа погибло и умерло, и уведено, когда были 
захвачены калингяне, даже сотая доля этого и тысячная доля сегодня тяготит 
наперсника богов.
      Даже тот, кто причиняет вред, по мнению наперсника богов, должен быть 
прощен, если может быть прощен. И лесные племена, которые находятся на земле, 
подвластной наперснику богов, – их он также увещевает, убеждает и говорят им о 
раскаянии (как) величии наперсника богов, чтобы они устыдились и не убивали. 
Ведь желает наперсник богов непричинения вреда всем живым существам, 
сдержанности, справедливости и мягкости. И эту победу считает главной наперсник 
богов – а именно победу дхармы. Она же одержана наперсником богов и здесь, и во 
всех пределах, даже до шести сотен йоджан, где царь греков по имени Антийога и 
за тем Антийогой четыре царя: по имени Туламая28, по имени Антикини29, по имени 
Мага30, по имени Аликасудара31, (и) ниже – Чолы (и) Пандьи вплоть до Тамрапарни,
 таким образом, здесь, в царской земле, среди греков (и) камбоджей, набхаков 
(и) набхапанти32, бходжей33 (и) питиников, андхров34 (и) палидов – повсюду 
следуют наставлению в дхарме наперсника богов. И даже там, куда послы 
наперсника богов не доходят, (люди), услышав о соблюдении дхармы наперсником 
богов, (услышав о его) правиле и наставлении о дхарме, следуют и будут 
следовать дхарме. То, что этим достигнуто, – повсеместн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-