Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
гих, которые на западных окраинах, о нанимаемых 
(?) брахманах (и) иббхах17, о сиротах и старцах ради блага и счастья, спасения 
приобщенного к дхарме. Они пекутся об улучшении участи, о спасении, 
освобождении заключенного в оковы: этот-де обременен потомством, или же 
околдован18, или же стар.
      В Паталипутре и во внешних городах, во всех владениях19 моих или же (тех),
 которые принадлежат братьям моим или сестрам или же иным моим родичам, повсюду 
они пекутся (вот о чем):
      «Этот склоняется к дхарме», или «В дхарме надежен», или «Щедр на даяния» 
– так повсюду в земле мне подвластной пекутся о приобщенном к дхарме «сановники 
дхармы».
      Для такой цели начертана эта надпись о дхарме: пусть будет она долговечна 
и тому же пусть следуют мои дети.
      VI Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, так говорит: Прежде так не бывало, чтобы в 
любое время происходило решение дел либо уведомление (о них). Мною же сделано 
так:
      «В любое время – ем ли я, нахожусь ли в гареме, в спальне, за туалетом20, 
на коне21 и в саду – повсюду осведомители пусть меня уведомляют о делах людей» 
повсюду я решаю дела народа.
      «И о чем бы я ни приказал устно сам или же через (посланца), объявляющего 
о дарениях и манифестах, либо же если у сановников возникнет срочное дело22, 
спор по этому поводу или сомнение в совете, надлежит о том немедленно меня 
уведомить в любом месте, в любое время» – так мною приказано.
      Ведь не могу я утолить свою жажду действовать и решать дела. Ибо считаю я 
своим долгом благо всего мира. Основа же его – действия и решение дел. Нет ведь 
более важного дела, чем благо всего мира. И что бы я ни предпринимал – (все) 
ради того, чтобы достичь освобождения от долга перед живыми существами:
      «И здесь я их осчастливлю, и там пусть они попадут на небо».
      Для такой цели эта надпись о дхарме начертана, чтобы была она долговечна 
и таким же образом мои сыновья, и внуки, и правнуки старались ради блага всего 
мира. А это трудноисполнимо без крайнего старания.
      VII Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, желает, чтобы всюду процветали все 
вероучения. Ведь все они стремятся к самоконтролю и чистоте души.
      Люди же имеют различные желания и различные пристрастия. Одни могут все 
исполнять, другие же часть. Но и (у тех), от кого нет обильных даяний, 
неизменно (должны быть) воистину самоконтроль и чистота души, благодарность и 
твердая преданность.
      VIII Большой наскальный эдикт 
      В прошлые времена цари устраивали выезды ради увеселений. Это была охота 
и прочие подобные забавы.
      Царь же Пиядаси, наперсник богов, на десятом году после помазания 
отправился к (месту) Просветления. И где бы ни был этот выезд ради дхармы, 
происходило следующее:
      Лицезрение брахманов и шраманов и даяния (им), лицезрение старцев и 
раздачи золота (им), лицезрение местного люда и наставление (им) в дхарме, и 
вопрошание (их) о дхарме. От того появляется эта великая радость – царя Пиядаси,
 наперсника богов, доля иная23.
      IX Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, так говорит:
      Народ устраивает всевозможные церемонии по случаю болезней, по случаю 
выдачи замуж дочерей, женитьбы сыновей, по случаю рождения сына, при отъезде – 
в таких и в других случаях люди совершают много церемоний. И тогда женщины 
устраивают многочисленные и многообразные, ничтожные и бессмысленные церемонии. 
И нужно, конечно, совершать церемонии. Но от этих именно церемоний мало пользы. 
А вот от каких церемоний много пользы – от церемоний дхармы:
      Должное отношение к рабам и слугам, уважение к учителям – доброе дело; 
воздержание (от убиения) живых существ – доброе дело; брахманам и шраманам 
даяния – доброе дело. Это и иное подобное – и есть церемония дхармы. О ней 
должны говорить и отец, и сын, и брат, и хозяин, и друг, и близкий – вплоть до 
соседа: вот что такое – доброе дело, вот какая церемония должна совершаться, 
пока не будет достигнута цель.
      И сказано так: «Даяние – доброе дело». Но нет такого даяния или 
благодеяния, как даяние дхармы или благодеяние дхармы. А эта церемония дхармы 
может быть изложена и другом, и товарищем, и родичем, и помощником по каждому 
поводу: «Вот что следует делать», «Вот что есть доброе дело», «Вот благодаря 
чему можно неба достигнуть». Ведь к чему надо больше стремиться, чем к 
достижению неба?
      X Большой наскальный эдикт 
      Царь Пиядаси, наперсник богов, не считает, что честь или слава 
способствуют достижению великой цели, за исключением такой чести и славы, к 
которым он сам стремится:
      «Пусть ныне и присно народ мой внимает моему поучению о дхарме» и «Пусть 
подражает моему соблюдению дхармы».
      Ради этого царь Пиядаси, наперсник богов, стремится к чести и славе. Если 
в чем проявляет усердие царь Пиядаси, наперсник богов, – все это лишь ради того 
мира, дабы исчезла всяческая опасность. Опасность же эта – отсутствие благодати.
 Но подобное труднодостижимо и для мелкого люда, и для высокого без край
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-