Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
яя Месопотамия и Сирия с западносемитским и 
хурритским населением (царство Митанни). Все более тесное общение между 
государствами Ближнего Востока создает в этом обширном регионе определенное 
культурное единство.
      Приходит в движение лесостепная зона Юго-Восточной Европы. К концу 
тысячелетия миграции племен, говоривших на индоевропейских языках, начинают 
менять ситуацию на Среднем Востоке (Иран и Центральная Азия) и в Северной Индии.
 Индоиранцы (арии) имеют иные традиции, чем семитоязычные (или шире – 
афразийские) народы Ближнего Востока. Прежде всего, у них существует прочная 
социальная иерархия сословно-кастового типа. Арии ведут полукочевую жизнь, у 
них нет практики храмового строительства и поклонения изображениям богов. Их 
отношение к божествам более абстрактное, чем у древних жителей Египта или 
Междуречья. Если основой духовной культуры народов речных долин была 
письменность, то арии долгое время обходятся без нее, тщательно заучивая 
наизусть свои сакральные тексты (Авеста, Ригведа) и старательно оберегая их от 
посторонних – тех, кто не принадлежит к полноправным ариям. В процессе миграций 
культура индоевропейцев накладывается на различные субстраты: иранцы 
оказываются под большим влиянием народов Ближнего Востока с их тысячелетней 
историей, индоарии воспринимают наследие многочисленных первобытных племен 
Северной Индии и далеких потомков жителей Хараппы.
      Древний Китай во II тысячелетии до н. э. продолжает развиваться в 
относительной изоляции. Иньское государство складывается в долине Хуанхэ. В 
ранней истории Китая можно назвать ряд таких черт, которые кажутся архаическими 
(вера в зооморфных родовых предков, человеческие жертвоприношения и т. п.). Но 
иероглифы на гадательных костях напоминают те, которые можно увидеть в 
современной газете.
      В I тысячелетии до н. э. повсюду на Древнем Востоке – где раньше, где 
позже – наступил железный век. Широкое распространение металлических орудий 
труда делает менее необходимой общинную солидарность соседей и родственников. 
Большие семьи постепенно распадаются. Территориальная община меняет свой 
характер, обеспечивая помощь государству в сборе налогов и способствуя 
эксплуатации односельчан. Развитие индустрии железа (закалка, изготовление 
«стали») приводит к освоению обширных пространств, прежде мало пригодных для 
жизни. Изолированные очаги и зоны цивилизации все более сливаются, и теперь уже 
островками кажутся места расселения первобытных племен. Создаются сверхкрупные 
государства – мировые державы, или древние империи. Внутренний состав их, 
естественно, весьма пестр – по языку и этнической принадлежности, по условиям 
хозяйственной деятельности и образу жизни, по уровню развития цивилизации. 
Варварская периферия находится не только за границами империй, но и внутри этих 
границ («внутренняя периферия»). Правители, возглавляющие мировые державы, 
различными способами стремятся скрепить воедино принадлежащие им территории и 
навеки обеспечить власть своим потомкам. Они ведут особенно агрессивную внешнюю 
политику.
      На Ближнем и Среднем Востоке одна мировая держава сменяет другую: 
Новоассирийское и Нововавилонское царства, Персидская держава Ахеменидов. 
Появляются новые правители и страны-лидеры, но общая тенденция развития 
остается неизменной. Процессы консолидации не завершаются с гибелью Персидской 
империи. Ей наследует держава Александра Македонского и огромные 
эллинистические государства (а к западу от них тогда же происходит возвышение 
Римской республики, захватившей все Средиземноморье). Южная Азия в III в. до н.
 э. впервые объединяется под властью династии Маурьев. В пределах того же 
столетия возникает и первая китайская империя (при династии Цинь). В начале 
новой эры Римская империя, Парфия, Кушанское царство и Ханьская империя делят 
мир от Атлантического до Тихого океана. Между разными, в том числе весьма 
отдаленными, частями этого мира устанавливаются регулярные связи.
      На рубеже I тысячелетия до н. э. и I тысячелетия н. э. возникают 
синкретические культуры, соединяющие, казалось бы, несоединимое – черты 
совершенно разных цивилизаций. Формируются религии нового типа, в которых 
обрядность теряет прежнюю значимость и основное внимание уделяется догматике и 
этике. Рядом с традиционными жрецами появляются пророки, учителя, которые 
толкуют о высшей цели – спасении. Иногда это религии монотеистические, иногда – 
отрицающие саму фигуру бога-творца и ставящие учителя выше традиционных 
небожителей. Эти религии, как правило, стремятся не к сокрытию своих священных 
текстов от чужаков и непосвященных, а, напротив, к пропаганде, миссионерству, 
умножению числа последователей истинной веры. Личная, эмоциональная связь 
индивида с Богом для большинства этих религий представляется особенно важной. 
Буддизм и христианство уже в первые века нашей эры начинают завоевывать мир.
      Огромная территория цивилизаций Старого Света к концу эпохи древности 
имеет четкие очертания – это зона, границы которой определены географическими и 
климатическими условиями. В северной части Евразии, в пустынях Аравии, в 
Тропической Африке переход к цивилизации совершается уже после окончания 
древности и начала новой всемирно-исторической эпохи – средневековья.
      
      Синхронистическая таблица
      


      Приложение 
      Рассказ Синухе 
      Наиболее полные списки сохранились на двух папирусах, обозначаемых B и R 
и датируемых по почерку эпохой Среднего царства. Множество фрагментов, 
найденных в частных домах, школах, гробницах, свидетельствует об огромной 
популярности «Рассказа Синухе* как классического литературного памятника.
      Публ. в пер. О. В. Томашевич по кн.: Хрестоматия по истории Древнего 
Востока. М., 1997. С. 33–50.
      
      R1 Государь-князь, управитель областей
      Повелителя в землях азиатов,
      R2 слуга царя подлинный, любимый им,
      сопровождающий1 Синухе, говорит он:
      «Я – сопровождающий,
      R3 сопутствующий владыке моему,
      слуг
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-