|
ма государственного устройства установилась в
последней трети того же тысячелетия. «Земные боги» строили монументальные
памятники в религиозных и политических целях (пирамиды в Египте, храмовые
башни-зиккураты в Месопотамии).
Внешняя политика ранних государств еще напоминала войну племен или общин,
предводители которых регулярно нападали на соседей главным образом не с целью
завоевания территории, а для грабежа, захвата добычи. Пленных первоначально,
видимо, брали редко, ибо их труд было недостаточно выгоден, а принуждать их к
работе было небезопасно. Чаще уводили в плен женщин, которых можно было
использовать как наложниц и в виде прислуги. Однако развитие рабства
способствовало тому, что захват в чужой стране «двуногого скота» стал явлением
столь же распространенным, как и «четвероногого».
Общинному типу государства соответствовал и тип религий, главным в
которых было устройство празднеств с кормлением богов (жертвоприношениями) и
угощением для всего коллектива. Это были религии, самую основу которых
составляло строгое исполнение ритуальных церемоний, а неисполнение грозило
страшными бедствиями всем. Догматику заменяла мифология. Проблема
индивидуальной веры вовсе не вставала.
Ранние цивилизации существовали как разрозненные очаги в море первобытных
племен. Однако надо сказать, что такие очаги уже в III тысячелетии до н. э.
находились не только в долинах Нила, а также Тигра и Евфрата (Междуречье), но и
в Восточном Средиземноморье, в Юго-Западном Иране (Элам), в Центральной Азии –
вплоть до отдаленной Хараппы. Судьбы каждого из них складывались по-разному:
одни просуществовали в течение тысячелетий, другие – лишь несколько веков,
растворившись затем среди окружающих варварских племен.
Показателен пример так называемой Индской цивилизации с такими ее
«мегаполисами», как Мохенджо-Даро и Хараппа, своеобразной письменностью и
замечательным искусством. Она охватывала всю территорию современного Пакистана
и северо-западный регион Республики Индия, а в первой половине II тысячелетия
до н. э. загадочным образом погибла, утеряв все характерные черты цивилизации
(городское строительство и ремесло, профессиональное искусство и письменность).
Как бы ни был решен в науке вопрос о причинах ее гибели, стоит иметь в виду,
что в подавляющем большинстве поселений хараппской археологической культуры не
найдено знаменитых печатей и надписей, да и вообще каких-либо следов знакомства
с письменностью. Высокая культура была свойственна лишь верхушке населения
крупных городов. Переход от цивилизации обратно к первобытности мог быть почти
незаметен для большинства населения. Ранние цивилизации кажутся весьма
непрочными: тонкий налет цивилизованности отнюдь не исключает возвращение
общества в первобытное состояние.
Картина понемногу меняется во II тысячелетии до н. э. Возникшее не только
в Египте, но и в Вавилонии крупное государство объединило множество старых
городских общин в единое целое. Территориальные общины состояли из больших
патриархальных семей. Рабы довольно широко использовались в домах состоятельных
людей, но положение их напоминало статус младшего члена семьи. В то же время и
статус последнего бывал похож на рабский – как в отношении главы семьи, так и в
отношении государственной власти. Важнейшим источником пополнения числа рабов
являлся, очевидно, естественный прирост – результат сожительства рабов и рабынь
(так же, как у домашнего скота). Имела место тенденция к развитию долговой
кабалы, приближавшей должника к состоянию рабства. Но общинная и родственная
солидарность, старинные традиции и религиозные нормы, наконец, прямое
вмешательство государственной власти – все препятствовало переходу общества к
этому естественному следствию социально-экономического развития.
В это время международная торговля остается все еще слишком рискованным
предприятием для индивидуальной коммерческой деятельности. Поэтому она
оказывается в руках крупных кланов, объединений, основанных как на общих
интересах, так и на родстве, этническом происхождении (например, Канишская
торговая колония в начале II тысячелетия до н. э.).
К середине данного тысячелетия начинают создаваться крупные державы,
далеко выходящие за свои естественные границы – как этнические, так и
географические. Целью завоевания становится уже не просто грабеж, а
присоединение территории и взимание регулярной дани. Египет в эпоху XVIII
династии к собственной территории прибавляет несколько обширных провинций,
состоящих из зависимых городов и княжеств. Такая административная конструкция
смогла просуществовать два-три века. Массивы государственных земель
используются чаще всего не для организации крупных хозяйств, экономический
эффект от которых сомнителен. Земли отдают в аренду, используют наемный труд.
Для многих стран типична система должностных владений, при которой участок
становится натуральной формой оплаты за выполняемую службу (административную,
военную, жреческую).
II тысячелетие до н. э. – эпоха расцвета бронзового века. Для социальной
структуры общества этого времени характерно господство аристократии. В середине
тысячелетия сначала в Передней Азии, потом в Египте и в других странах – вплоть
до далекого Китая – распространяется легкая боевая колесница, запряженная
лошадьми. Колесница имеет и важный социальный смысл: знать выезжает на поле боя
на колеснице – рядовые воины сражаются в пешем строю.
К цивилизации приобщаются новые области, далеко отстоящие от плодородных
долин великих рек. Это плоскогорья и даже гористые районы, где живет редкое
население – скотоводы и земледельцы, не имеющие широких пашен, но возделывающие
сады и виноградники. В орбите цивилизаций оказываются такие «периферийные»
области, как Малая Азия с народностями, говорившими на индоевропейских
(анатолийских) языках, Верх
|
|