Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
эпох до его собственного времени.
      В основу повествования историк кладет идею о закономерной смене династий 
вследствие отступления от тех принципов, на которых было основано их правление. 
Таким принципом для эпохи Шан-Инь он считает «почитание (духов)». Оно 
выродилось в «суеверие», и династия пала. Следующая династия, Чжоу, пришла к 
власти, неся принцип «цивилизованности», но со временем последняя стала чисто 
формальной. При династии Цинь торжествовал «закон», быстро превратившийся в 
свою противоположность. Наконец, династия Хань возвратилась к тому «прямодушию»,
 которое было свойственно самой древней, легендарной эпохе Ся, предшествовавшей 
династии Инь.
      Придворный историк, конечно, должен быть апологетом правящей династии, но 
его личная судьба заставила его написать грустные стихи: «Скорблю об ученом 
муже, которому суждено было родиться в недобрый век». Жить при дворе всегда 
небезопасно, даже в золотой век. Великий историк подвергся опале. Нет, его не 
сварили в кипятке, не четвертовали и не пробили ему темя железным колом, его 
присудили лишь к одному из «малых наказаний» – кастрации.
      У-ди почти не вел войн, заботясь о внутреннем подъеме империи. В борьбе 
против гуннов он надеялся на дипломатию. Для этого в Центральную Азию был 
отправлен посол, который должен был найти ханьскому Китаю союзников. Благодаря 
этой экспедиции китайцы впервые получили достоверные сведения о том, что они 
называли Западным краем. Они узнали, например, что есть огромная страна – Индия.
 Из Центральной Азии в Китай были завезены некоторые сельскохозяйственные 
культуры, получившие впоследствии широкое распространение, в том числе бахчевые 
и виноград. А чуть позже, по уже проложенным торговым путям, в Китай пришли 
религиозные миссионеры. С ними в Восточную Азию попал буддизм.
      Контакты Китая с другими цивилизациями, установленные в раннеханьскую 
эпоху, при Поздней династии Хань, значительно расширились, когда в начале новой 
эры вся Центральная Азия оказалась во власти Кушан. Китайские войска тогда 
столкнулись с кушанскими в Ферганской долине, на территории современного 
Узбекистана.
      В первые века христианской эры Ханьская империя занимала всю территорию 
Восточной Азии. Ее соседом на западе была Кушанская держава. У западных границ 
Кушан располагалось Парфянское царство. Соседом и вечным соперником парфян была 
Римская империя, охватывавшая все Средиземноморье, вплоть до Испании и 
Британских островов. От океана до океана – всего четыре огромных государства. И 
через эти необъятные просторы – пустыни, горы, могучие реки, земли, населенные 
дикими племенами, – в начале новой эры проходил Великий шелковый путь. Он 
соединял не только отдельные районы и государства, а целые цивилизации. 
Накануне завершения эпохи древности они были так тесно связаны между собой, как 
никогда в предшествующие тысячелетия своей истории.
      Заключение 
      Главные очаги первобытных земледельческих культур находились на 
территории Передней Азии. Однако процесс перехода к оседлому земледелию и 
скотоводству шел и в других регионах мира, вплоть до Юго-Восточной Азии. Первые 
поселения тяготели к небольшим водоемам или таким местам, где земледелие 
возможно благодаря дождевому орошению и мягкой почве, возделываемой с помощью 
мотыги и примитивной сохи. Это было в период неолита.
      На основе раннеземледельческих культур в эпоху энеолита складываются 
первые цивилизации. Дело, однако, не в самом появлении нового материала – меди. 
Медные орудия труда использовались не так уж часто и не всегда имели 
преимущество перед каменными. За несколько тысячелетий, отделяющих «век камня» 
от «века металлов», люди изменились сами – и в процессе производственной 
деятельности, и с приобретением социального опыта.
      Первые цивилизации появились не на месте древнейших земледельческих 
культур, а там, где люди прежде избегали селиться, – в долинах великих рек (Нил,
 Евфрат). На мягких аллювиальных почвах сложилось высокоурожайное земледелие, 
основанное на использовании различных ирригационных систем. Относительные 
излишки продовольствия позволяли создавать его запасы, необходимые как гарантия 
выживания. В зонах искусственного орошения увеличивалась численность населения, 
возникали поселения раннегородского типа с плотной застройкой и укреплениями. 
Развивалось социальное расслоение и складывались государственные институты.
      Государства образуются первоначально вокруг городов с прилегающей 
сельской территорией, в границах, определяемых естественно-географическими или 
хозяйственными условиями: между рукавами реки, вокруг магистрального 
оросительного канала и т. п. Таковы египетские номы и шумерские государства.
      Во главе их стоит обычно наследственная знать (номархи в Египте) или 
жрецы – руководители общины, сконцентрированной вокруг местного храма (в 
Шумере). Для ранней древности характерны крупные хозяйства – царские, 
вельможные, храмовые. В них обычно занят зависимый люд, объединенный в трудовые 
отряды. Ремесленники и торговцы обслуживают такое хозяйство, действуя, к 
примеру, как храмовые работники или служащие царского двора. Для нужд учета 
была изобретена письменность – сначала пиктографическая, затем 
словесно-слоговая (египетская иероглифика, шумерская клинопись).
      Типичным явлением были трудовые повинности, к которым привлекалась 
основная масса населения. Представляли их всегда как направленные на общее 
благо, но зачастую они сводились к обслуживанию политической элиты, которая 
монополизировала право говорить от имени народа. В Египте уже в начале III 
тысячелетия до н. э. сложилась обожествляемая власть, в Шумеро-Аккадском 
царстве деспотическая фо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-