|
том, что, следуя
легистским принципам, император широко применял практику коллективных наказаний.
Речь шла уже не о группах из 5—10 человек, как при Шан Яне, а обо всех
родственниках человека, обвиненного в преступлении. А в Китае родственные связи
сильны, и родство считается далеко… Поэтому иногда наказанию подвергались
многие сотни человек – родичи преступника и по линии отца, и по линии матери, и
по линии жены. Это был даровой труд. Людские потери были неисчислимы, да их и
не считали. Сыма Цянь, посетивший Великую стену спустя 100 лет, и написал так:
«Срывали горы, засыпали ущелья… Как же дешево ценился труд простого народа!»
Великая Китайская стена – не единственное монументальное сооружение той
эпохи. В столице император построил для себя несколько десятков дворцов,
соединенных потайными ходами. Боясь заговоров и покушений на свою жизнь, он
принимал все меры для того, чтобы никто не знал, где именно он сегодня ночует.
Обожествляемый император стремился вселять страх, но сам испытывал его сильнее
других.
Не так давно китайские археологи раскопали гигантскую подземную
усыпальницу императора. В ней находилось 6 тысяч глиняных воинов в человеческий
рост. Эта армия охраняла покой своего владыки. Для того чтобы местоположение
гробницы осталось тайной, тех, кто ее строил, по свидетельству Сыма Цяня,
император приказал казнить.
Междоусобные войны, разорявшие Китай в эпоху «борющихся царств», после
создания единой империи закончились, но мир не наступил. Начались грандиозные
военные походы за пределы страны. На севере императору с армией в 300 тысяч
человек удалось оттеснить гуннов. Он завоевал области в северной части
Юго-Восточной Азии. Древние историки пишут, что воины годами не снимали
доспехов: война стала обычным состоянием государства.
«Глиняная армия» [Раскопки гробницы Цинь Шихуан-ди]
Фигура военачальника [Из гробницы Цинь Шихуан-ди]
Широкая и многоплановая деятельность императора требовала колоссальных
расходов. Налоги с земледельцев возросли до двух третей урожая, к этому
добавлялись трудовая и военная повинности. За мельчайшие проступки людей карали
безжалостно, казнили с самой изощренной фантазией (варили в кипятке,
четвертовали, пробивали темя железной палкой и т. п.). Империя была огромной и
могучей – народ же бесправным и бедным.
И уже сын Цинь Шихуан-ди, названный «вторым императором Цинь», стал также
и последним в этой династии. В результате мятежей знати и крестьянских
восстаний он был свергнут с престола. После нескольких лет гражданской войны,
когда народ оголодал до такой степени, что даже в столичной области были
отмечены случаи каннибализма, появилась новая династия – Хань. Две ее ветви –
Западная и Восточная – одна за другой правили империей почти 400 лет. Период
этот настолько важен для истории страны, что и до сих пор сами китайцы называют
себя ханьцами.
Ханьская империя
В первые годы правления новой династии (конец III в. до н. э.)
внешнеполитическая ситуация была просто плачевной. Во время очередного похода
против гуннов, терзавших страну внезапными набегами, сам император попал в
окружение, едва избежав плена. Ему пришлось подписать с варварами унизительный
договор, заплатить им дань и отдать дочь в гарем гуннского вождя.
Предводители народных восстаний, которые привели династию к власти,
чувствовали себя хозяевами положения. Они выпускали собственную монету и
содержали армии, называли себя князьями и передавали свои огромные территории
по наследству старшему сыну, с Сыном Неба (императором) считаясь очень мало.
Казна была пуста, так как ханьским правителям пришлось резко сократить налоги,
которые и так едва удавалось собирать с обнищавшего населения.
Перелом наступил во время правления императора У-ди, которое китайская
историография называет золотым веком (140– 87 гг. до н. э.). Был издан закон о
том, что после смерти князей их владения должны делиться между всеми – иногда
многочисленными – сыновьями покойного. Наследники, видимо, были довольны, а
княжеские владения так быстро раздробились и измельчали, что угроза сепаратизма
миновала. Центральная власть укрепилась.
При У-ди как бы сбылась мечта легистов: появилась официальная
государственная идеология. Однако этой идеологией стало учение их противников –
конфуцианцев! Введена была экзаменационная система. Поступить на
государственную службу и получить очередной ранг знатности (вместе со всеми
привилегиями и имущественным обеспечением) можно было только после сдачи
экзаменов соответствующего уровня. Способные люди теперь имели возможность
продвигаться по службе, повышая ранг знатности, независимо от своего
происхождения. Торжествовал принцип социальной мобильности, за который ратовали
когда-то легисты. Но сами экзамены состояли главным образом в проверке того,
насколько хорошо заучены классические конфуцианские книги. Экзамены служили для
проверки не только памяти, но и политической лояльности кандидата на должность.
Современником У-ди был Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.) – человек,
заложивший основы китайской историографии. Именно благодаря многотомному труду
Сыма Цяня «Исторические записки» известны и хронология Древнего Китая, и мифы,
и биографии знаменитых людей. Он ездил по округам обширной империи, много
работал в архивах и сохранил для потомков колоссальное количество документов и
местных преданий. Сочинение Сыма Цяня охватывает огромный период – от
древнейших, легендарных
|
|