|
Янцзы и
говорившие на языках китайско-тибетской семьи. Области в бассейне Янцзы можно
рассматривать как вторую колыбель китайской цивилизации. И здесь большую роль
сыграли те этнические группы, которые находятся в родстве с современным
населением стран Юго-Восточной Азии – Таиланда, Вьетнама, Индонезии. Кстати, из
этого региона идет традиция рисоводства, ставшего основной отраслью китайского
земледелия.
История Китая отличается такой устойчивостью и непрерывностью развития,
что многие особенности современного Китая восходят к самой глубокой старине.
Отчасти это объясняется относительной обособленностью Восточной Азии: прямые
связи с другими крупными цивилизациями установились лишь в последние столетия
эпохи древности.
Традиционная китайская историография (самая своеобразная, но и самая
развитая на Древнем Востоке) сложилась за несколько веков до нашей эры. Она
делит историю Китая на периоды, называемые по правящим династиям.
Эпоха Инь
Древнекитайские историки говорят об «императорах», правивших в
незапамятные времена. Это, конечно, миф. Наука располагает достоверными
материалами начиная лишь с того периода, который соотносится с династией Инь
(последняя треть II тысячелетия до н. э.), и государство этого времени отнюдь
не было империей. Оно сохраняло черты племенного союза, во главе которого
стояло племя шан. Остальные племена обязаны были платить ему дань и участвовать
в тех походах, которые начинал его правитель – ван. Эпоха Инь известна не
только по рассказам древних авторов, не всегда достоверным, но и по результатам
археологических раскопок, проводившихся в последние 100 лет. В районе
современного Аньяна найден «великий город Шан». Город этот был обнесен стеной
(типа городского вала) шириной около 6 м. Сохранились также остатки насыпей,
спасающих от наводнений (3 тысячи лет назад русло Хуанхэ находилось поблизости
от Аньяна). Для отвода лишней воды были вырыты каналы.
Быт простонародья представляется более чем скромным: люди жили в
землянках, над которыми ставился навес из веток и тростника. В центре поселения
на искусственном холме был возведен дворец правителя, сильно отличавшийся от
остальных построек. Пол его выложен камнем, а двускатная крыша опиралась на
деревянные столбы – колонны. Стены комнат расписаны разноцветными узорами, а
балки украшены резьбой.
Немало материалов свидетельствует о специализированном городском ремесле.
Археологи обнаружили мастерские камнерезов и резчиков по кости, ювелиров и
кузнецов. У иньцев было развито производство бронзы. Некоторые бронзовые
ритуальные сосуды с замысловатым орнаментом весили несколько сотен килограммов.
Уже в ту далекую эпоху предки китайцев освоили шелководство.
Колесница [Раскопки гробницы в Аньяне]
Особенно интересные находки были сделаны при раскопках захоронений возле
города – гигантских усыпальниц иньских ванов. Их площадь составляла до 100 м2,
погребальная камера находилась на глубине около 10 м. Стены внутренних
помещений были выложены из бревен и раскрашены в красный, белый и черный цвета.
Возле гроба лежали золотые украшения и бронзовое оружие, изделия из камня,
кости, нефрита. Над центральным залом располагалось помещение со множеством
скелетов: по одну сторону – мужских, по другую – женских. Видимо, жены и
приближенные правителя приняли смерть, чтобы сопровождать своего повелителя в
загробный мир. А неподалеку от гробницы найдены остатки сотен обезглавленных
людей со связанными за спиной руками. В особой яме находились тысячи
отрубленных голов. По всей видимости, ритуал погребения иньского вана включал в
себя массовые человеческие жертвоприношения.
Обнаружены погребения с меньшим количеством драгоценных предметов и без
следов человеческих жертвоприношений. Однако и они имеют внушительные размеры:
глубина примерно 5 м, площадь погребальной камеры – около 20 м2. Вероятно, это
захоронения знати племен, составлявших Иньское государство. Но большинство
могил содержит лишь деревянный гроб и немного более или менее ценной утвари.
Возможно, такие могилы принадлежат главам отдельных кланов. Захоронения
простонародья совсем бедные. Иньские погребения, таким образом, свидетельствуют
о четкой системе социальной иерархии.
Иньская цивилизация знала собственную письменность иероглифического типа.
По характеру и даже по начертаниям отдельных знаков это письмо сходно с
современной китайской иероглификой. Сохранились почти исключительно надписи на
костях животных и панцирях черепах. По содержанию они своеобразны: это запросы
оракулу. Таких надписей известно более 100 тысяч.
Процедура гадания состояла в следующем. Кости животных или панцири
черепах раскалывали на плоские кусочки. Гадатель обращался к духу с вопросом, а
затем подносил к кусочку кости раскаленный бронзовый прут, прижигая его.
Образовавшиеся трещины он обводил тушью, угадывая в них иероглифы – ответ духа.
Содержание вопроса и результат гадания, а также его дату записывали на той же
костяной табличке или панцире черепахи.
Урожаи в долине р. Хуанхэ и даже сама жизнь земледельцев зависели от
погоды. А погоду, по верованиям китайцев, определяли духи. Не случайно поэтому
так часто звучали вопросы: будет ли дождь? уж не хочет ли Небо наказать нас
засухой? соберем ли мы хороший урожай проса и пшеницы?
Племена постоянно враждовали, стараясь отнять друг у друга запасы зерна и
угнать скот. Из «великого города Шан» воины ежегодно уходили в походы против
|
|