Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ходил Великий шелковый путь.
      В самом буддизме со временем происходят немаловажные перемены. Наряду со 
школами (направлениями) так называемой хинаяны («узкий путь спасения»), 
господствовавшей, например, на Ланке, появляются школы махаяны («широкий путь 
спасения»). Согласно хинаяне (сами хинаянисты предпочитают, впрочем, термин 
«тхеравада», т. е. «учение старцев»), нирвана доступна лишь монаху, 
освободившемуся от всех внешних уз и отрекшемуся от душевных привязанностей. 
Махаянисты же допускают возможность спасения и для состоятельных людей, которые 
не нарушают религиозных норм поведения, но не решаются уйти в монастырь и 
собирать милостыню, – если они делают богатые подношения сангхе. Естественно, 
подобная трактовка учения устраивала и некоторые монастыри, быстро богатевшие, 
и мирян.
      В махаяне развивается учение о бодхисатвах – благих существах, которые 
сознательно откладывают свое личное спасение для того, чтобы помогать 
страждущему человечеству. Культ бодхисатв плохо согласуется с первоначальным 
учением Будды, согласно которому спасение зависит лишь от собственных усилий 
человека и никто не в состоянии ему в этом помочь. Однако оно близко к 
традиционным религиям, и в процессе распространения буддизма божества местных 
народов нередко трансформируются в фигуры бодхисатв, которым простой буддист 
может и помолиться, попросив их помощи. В буддизме складываются пышные 
культовые церемонии, совершенно чуждые ранним формам этой религии.
      На основной территории Индии буддизм никогда не был господствующей 
религией, хотя среди городского населения и при царском дворе пользовался 
влиянием. Начиная с периода поздней древности и до настоящего времени 
большинство индийцев – индуисты. Индуизм можно рассматривать как дальнейшее 
развитие ведийско-брахманской религии, а также тех народных верований и культов,
 которые всегда бытовали в этой стране, несмотря на то что нередко они плохо 
согласовывались с ведами.
      Индуисты считают свою религию той же, что отражена в Ригведе, однако на 
самом деле между ними есть существенные различия. Прежде всего, если во времена 
вед строились алтари, но не было «домов бога», то для индуизма характерно 
именно храмовое богослужение. Храм предполагает наличие изображений божеств, 
между тем как ведийская религия подобных изображений не знала. Основным видом 
культа в ведийскую эпоху было жертвоприношение, нередко кровавое; в индуизме же 
главный ритуал совершенно бескровный – подношение идолу цветов и кокосовых 
орехов, умащение его маслами и украшение гирляндами.
      

      Бодхисатва Майтрея [Стиль Гандхары. III в. ]
      
      Хотя все ведийские божества сохраняются в индуистском пантеоне, основное 
место в нем занимают уже не Индра, не Варуна, не Яма, а великая триада – Шива, 
Вишну и Брахма. Кроме того, огромное значение придается почитанию таких женских 
персонажей, каких не было у ариев, – это великие богини Кали, Дурга, «семь 
богинь-матерей» и др. Ригведа практически вытеснена из культа вместе с 
ведийскими жертвоприношениями. Основными же священными текстами стали 
санскритские эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна», содержащие множество 
мифов различного времени и происхождения. И если веды категорически запрещалось 
слушать шудрам, то индуистские тексты, как правило, доступны всем.
      Радикально изменилось само отношение к божеству. Ведийских богов 
прославляли, ублаготворяли, кормили и, в конце концов, старались заставить 
выполнить просьбу. К индуистскому богу верующий обращается с проникновенной 
молитвой, демонстрируя ему свою бесконечную и бескорыстную преданность.
      Этот поздний, или классический, индуизм полностью складывается к концу 
эпохи древности, т. е. в первые века нашей эры. В это время получает 
окончательное оформление и записывается эпос, создаются статуи индуистских 
богов и строятся посвященные им храмы.
      Тогда же формируется и классическая литература на санскрите самых 
различных форм и жанров. У древнеиндийского сборника басен и новелл под 
названием «Панчатантра» уникальная судьба. В раннем средневековье он был 
переведен на иранский язык пехлеви, а с него – на арабский, под названием 
«Калила и Димна». Затем многие его сюжеты вошли в сказки «Тысячи и одной ночи» 
и в литературу Возрождения (например, «Декамерон» Боккаччо). Есть сирийская, 
латинская, новогреческая и древнерусская версии «Панчатантры». Под разными 
названиями эта книга стала одной из самых популярных у многих народов и веками 
служила сокровищницей «бродячих сюжетов» мировой литературы.
      Восточная Азия 
      Колыбелью ведущей цивилизации Восточной Азии – китайской – была долина 
великой реки Хуанхэ. Из-за цвета воды ее называют Желтой рекой. Ветры с севера 
гонят сюда тучи желтоватой пыли, которая оседает на берегах, за тысячелетия 
покрыв их толстым слоем. Наносная почва – рыхлая и плодородная. Осадков в этом 
районе выпадает немало, поэтому для развития земледелия искусственного орошения 
не требовалось.
      Еще в период каменного века на пойменных землях предки китайцев 
выращивали просо и другие злаки. Но земледелие здесь всегда было рискованным. 
Во время сильных дождей река бурно разливается, затопляя равнину, а после 
наводнения может перенести свое русло на многие десятки километров. Недаром ее 
называют «блуждающей рекой». В китайской письменности один и тот же иероглиф 
означает «разлив реки» и «несчастье». Китайцы не смогли бы понять древних 
египтян, с нетерпением ожидавших разлива Нила.
      Земли к северу от Хуанхэ были заселены народностями, которые принимали 
незначительное участие в сложении китайского этноса. Основу последнего 
составили многочисленные племена, жившие между реками Хуанхэ и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-