|
ществовали сходные социальные
институты.
В Индии с сословно-кастовым строем увязывается доктрина кармы (деяния,
заслуги). Согласно господствовавшим в то время представлениям, после смерти
живое существо не исчезает вовсе, а лишь перерождается, принимает иной вид в
соответствии с тем, каковы были его деяния в предыдущем существовании. Заслужив
лучшее рождение, животное рождается человеком, шудра – брахманом, брахман –
богом (боги – тоже разновидность живых существ, и потому они не свободны от
действия закона кармы).
Каждая группа живых существ – это джати (букв. – «рождение»). Есть джати
(породы) скота, джати (виды) растений, джати (касты и варны, т. е. как бы
подвиды и виды) людей. На принадлежность к той или иной сословно-кастовой
группе указывает сам факт рождения. Вопрос об изменении касты для индийца так
же лишен смысла, как вопросы о том, может ли у коровы родиться поросенок или
нельзя ли овечке стать слоном.
Буддизм и держава Маурьев
В индологической литературе вторую половину I тысячелетия до н. э.
называют по-разному: периодом урбанизации, буддийским или магадхско-маурийским
периодом. Все эти названия указывают на некие важные особенности данного
времени.
Примерно в середине I тысячелетия до н. э. или чуть раньше укрепленные
поселения, служившие резиденциями правителей племенных государств, превратились
в настоящие города. Возникали города и другого типа – центры профессионального
ремесла, находившиеся на торговых путях. После распространения власти
Ахеменидов на северо-западные области Индии у их жителей завязываются торговые
и иные связи со всеми странами, входившими в огромную Персидскую державу.
Индийцы обучаются арамейскому письму, пользуются монетой, сражаются в составе
армии «великого царя» с греками в битве при Марафоне (490 г. до н. э.). Индия
перестает развиваться в относительной изоляции: она входит в контакты с Ближним
и Средним Востоком. К последней трети того же тысячелетия индийские города уже
способны поразить путешественника своими размерами, системой укреплений и
богатством.
Буддийским данный период называется не потому, что Индия отреклась от
прежней ведийско-брахманской религии, а потому, что историк этого времени
широко использует источники, связанные с буддизмом. В середине I тысячелетия до
н. э. в стране появился ряд религиозных течений, существенно отличавшихся от
прежних. Основным из них и был буддизм, ставший впоследствии одной из мировых
религий.
В буддизме есть понятие «три драгоценности», охватывающее важнейшие
элементы новой религии, это – Будда, дхарма и сангха.
Легенда гласит, что царевич Сиддхартха Гаутама после долгих поисков обрел
истину и стал Просветленным (Буддой). В отличие от прежней,
ведийско-брахманской религии (равно как и от древнеегипетской и месопотамской)
и подобно таким религиям, как зороастризм, христианство, ислам, буддизм знает
фигуру основателя (духовного учителя или пророка). Биография Сиддхартхи-Будды
постепенно приобретала характер жития.
Будда [Скульптура из Сарнатха. Середина I тысячелетия]
Второй «драгоценностью» считается дхарма – та самая истина учения,
которая открылась достигшему просветления и которую он поведал миру. Основные
понятия и образы буддизма кажутся очень похожими на те, что мы встречаем в
брахманских текстах. Прежде всего это доктрина перерождения, согласно которой
посмертная судьба определяется законом воздаяния – кармы. Во-вторых, это сонмы
мифологических существ, заполняющих все сферы Вселенной, – всевозможные боги и
духи. Но есть и принципиальные новшества. Бесконечный круговорот рождений в
буддизме признается безусловным злом. Все в мире связано со страданием, а
причиной страдания являются желания, стремления к наслаждениям, привязанность к
близким, к своему «я», к самой жизни, ожидание лучшего перерождения.
Выйти из круга перерождений – сансары – может лишь тот, кто освободился
от внешних уз и душевных привязанностей. Он способен достичь высшего блаженства
– нирваны и уже не будет возрождаться вновь. Здесь все зависит от самого
человека, ищущего спасения: его поведения, слов, мыслей, абсолютного контроля
над психикой. Жертвенный ритуал, имевший самодовлеющее значение для брахманов,
с этой точки зрения совершенно не имеет смысла. Да и к кому обращаться с
просьбами о помощи в деле спасения?! Ведь сами боги не свободны от перерождений
и кармы. Боги с помощью жрецов могут быть полезны человеку в его повседневных
нуждах (при болезни, неурожае или в другой личной или семейной беде). Но для
достижения нирваны обращаться к ним совершенно бесполезно. В буддийских текстах
боги выступают как почтительные и восторженные слушатели той истины, которую
возвещает Благословенный Будда. И представители высшей варны – брахманы – не
имеют особых преимуществ перед простыми шудрами.
Первое, что должен сделать ищущий спасения, это отказаться от всего, что
он имеет: от семьи, от родных, от собственности и «уйти из дома в бездомность».
Одетый в рубище, он должен бродить по стране, собирая подаяние. Нищенствующие
монахи и составляют третью «драгоценность буддизма». Совокупность их носит
наименование сангха – этим словом в Индии назывались всевозможные общины и
объединения. Сангха – местная монашеская община. Монахи жили вместе в пещерах
или специально построенных сооружениях в течение дождливого сезона, когда
странствовать по стране было практически невозможно. Но сангхой именовалась и
совокупность буддийских монахов во вселенной. Буддийская сангха была не только
религиозным, но и социальным институтом, а нередко играла важную роль и в
политике.
Период V–III вв. до н. э. называют и магадхско-маурийским. Магадха – одно
из племенных царств, кот
|
|