|
ицах, запряженных
лошадьми. Ведийские царьки являются предводителями племени, но не единоличными
правителями. Никакого единоначалия нет и в ведийском пантеоне. В момент
жертвоприношения какому-либо богу его называют главным, но лишь потому, что
чествуют на посвященном ему празднике.
По упоминаниям притоков Инда, местной флоры и фауны установлено, что
основная часть Ригведы сложилась в северо-западной части Индии. Памятники
поздневедийской литературы, создававшиеся в первой половине I тысячелетия до н.
э., локализуются восточнее, и чем более поздний памятник, тем ближе к низовьям
Ганга. Поэтому можно предполагать, что в это время индоарии постепенно
осваивали всю Северную Индию.
Племена, жившие до ариев в бассейне Ганга, частично были оттеснены на
менее удобные территории. Здесь они надолго сохранились в качестве небольших
островков в море народностей, говоривших на индоарийских диалектах. Но основная
масса аборигенов подверглась культурной и языковой ассимиляции.
В то же время и пришельцам пришлось многому научиться у местных жителей,
например в сфере хозяйственной деятельности, соответствующей местной природе и
климату. Лошади, которым арии придавали огромное значение (в том числе и
символическое), не размножаются в условиях влажных тропиков. Кочевать со
стадами скота по джунглям долины Ганга невозможно. Основная злаковая культура
здесь не ячмень, а рис. Рисоводство же требует прочной оседлости. Борясь с
джунглями с помощью железных топоров (а это уже эпоха железного века!) и
возделывая твердые почвы лопатой и плугом с железным лемехом, индийцы,
говорившие на индоарийских диалектах (по крови они не всегда были прямыми
потомками создателей Ригведы), осваивали долину Ганга. Их поселки объединялись
в небольшие государства, создававшиеся обычно на базе одного племени. Вождь
превращался в местного князька и строил для себя и своей дружины деревянную
крепость.
Поскольку поздневедийская литература посвящена преимущественно
истолкованию ритуалов, то именно об этой стороне жизни и культуры индийцев в
основном и можно судить. Для наследственных жрецов-брахманов жертвоприношение
представлялось движущей силой всего мироздания: жертва, помещенная в огонь
алтаря, превращается в дым; дым, поднимаясь в небеса, становится дождем; дождь,
проливаясь на землю, рождает зерно; жрец бросает зерно в огонь алтаря. Так
происходит круговорот жертвы, и главным действующим лицом космического движения
предстает жрец-брахман. Только он знает, какие надлежит произносить формулы при
жертвоприношении, какие совершать манипуляции, как обращаться к богам. Если
весь ритуал выполнен строго по правилам, боги просто не могут отказать
жертвователю в его просьбе. Кажется, что сами боги – всего лишь марионетки,
которыми манипулирует брахман.
Создатели поздневедийской литературы, уверены в единстве Вселенной. Все,
что есть в мире, – это лишь различные трансформации жертвы. К тому же они
строгие детерминисты, ибо даже боги, по их представлениям, не имеют свободы
воли. Боги обязаны действовать, если к этому своими ритуально-магическими
средствами их побуждает брахман.
Брахман имеет целый ряд привилегий. Его никто не должен притеснять,
оскорблять или подвергать телесным наказаниям: в противном случае, жертва
окажется напрасной: боги ее не примут. Кроме того, обижать брахмана просто
опасно, ибо в гневе он может сжечь весь мир. Знания брахманов передаются в их
среде из поколения в поколение, и притом в устной форме, чтобы священный текст
не попал в руки непосвященного и не подвергся ритуальному осквернению. Ученый
брахман окружен мальчиками-учениками, которые до наступления юности живут в его
доме, прислуживают своему учителю-гуру и заучивают с его слов гигантский объем
текстов (если перевести эти ведийские памятники в печатную форму, получатся
многие тысячи страниц). При этом язык, на котором были созданы и продолжали
создаваться тексты, подлежавшие запоминанию, – особый, «очищенный» (санскрит).
Он не подлежал изменениям и потому все более отличался от живых, разговорных
языков, на которых общалось население.
Вторую после брахманов замкнутую наследственную группу (индийцы называли
такие группы словом «варна») составляли кшатрии – племенные князья и окружающая
их знать. Для поздневедийского времени ведущим является мотив славы. Вожди со
своими дружинами постоянно нападали на соседей. Захваченную добычу, однако, они
не накапливали, а тратили на пышные многодневные жертвоприношения и празднества
с обильными угощениями. Вождь-царь таким образом накапливал славу: к нему
стекались новые приверженцы, и он вновь отправлялся за добычей. Конечной же
целью для него было «завоевание вселенной» – залог райского блаженства.
В третью сословно-кастовую категорию (варну) попадали полноправные
общинники – вайшьи, самостоятельные домохозяева, занимавшиеся скотоводством и
земледелием.
Все три первые варны имели право на участие в ведийском культе и на
чтение ведийских текстов. Они получали такое право прежде всего по рождению, но
этого было недостаточно. Мальчиков лет шести-семи отец приводил к гуру, который
проводил церемонию посвящения: читал ведийские заклинания и вешал им через
плечо особый священный шнур. С этих пор они считались прошедшими «второе
рождение», «дважды рожденными».
Напротив, представители четвертой варны – шудры – ни при каких
обстоятельствах не могли пройти церемонию «второго рождения» и приобщиться к
ведийскому культу. Шудрами считались все чужаки и неполноправные – те, кто
работал на другого как батрак или слуга, а также ремесленники, поскольку
ремесло рассматривалось как разновидность обслуживающего труда. Складывание
сословно-кастового строя, безусловно, началось еще до появления индоариев в
Индии. Судя по Авесте, у их иранских собратьев с
|
|