|
едметы, свидетельствующие об этих связях. Они
датируются периодом между правлением Саргона и возвышением Старовавилонского
царства при Хаммурапи. На время между XXIV и XVIII вв. до н. э. и приходится
расцвет Индской цивилизации. Складывалась она в первой половине III тысячелетия
до н. э. (немного позднее, чем в Шумере и Египте), а к середине II тысячелетия
до н. э. перестала существовать. Цивилизации той эпохи вообще не отличались
прочностью, и в силу природных, социальных или политических причин общество
иногда возвращалось на стадию первобытности. Так было, например, с
земледельческими культурами того же времени на юге Средней Азии.
Духовная культура Хараппы известна главным образом благодаря находкам
многочисленных каменных печатей (или оттисков на глине) с короткими
иероглифическими надписями и изображениями. На тонко вырезанных рельефах мы
видим сцены поклонения священным животным и деревьям, а также мифологические
сюжеты. Особенно интересна фигура божества с огромными рогами, восседающего в
«йогической позе» (со сложенными вместе пятками) в окружении четырех животных.
По всей видимости, это верховный бог хараппанцев, воплощающий в себе идею
господства над четырьмя сторонами света, олицетворяемыми этими животными. Судя
по многочисленным глиняным фигуркам женщин, перед которыми возжигали
светильники, здесь был развит и культ женских божеств, связанных обычно с
плодородием. Бассейн, обнаруженный в цитадели Мохенджо-Даро, служил для
ритуальных омовений; комнаты для омовений найдены и во многих жилых домах.
Поклонение животным и деревьям, богиням-матерям, практика ритуального
омовения – все это напоминает черты индуизма, народной религии современной
Индии, что позволяет говорить о наследии Хараппы.
Ведийский период
Что же касается периода, который непосредственно сменяет Индскую
цивилизацию, то преемственности между ними практически не видно. Конец II –
первая половина I тысячелетия до н. э. называется ведийским периодом по тем
литературным памятникам, которые служат основным источником для его изучения.
Сама смена категории источников – резкий переход от археологии к данным
сравнительного языкознания и мифологии – только усиливает контраст между двумя
эпохами.
Веды – памятники священной литературы индийской группы ариев (индоариев).
По языку и мифологии они ближе всего к иранской Авесте. Само слово «веда»
родственно русскому «ведать», т. е. «знать» (речь идет, конечно, о тайном,
сакральном знании). Сохранилось четыре основных сборника вед с примыкающими к
ним бесчисленными текстами комментариев, главным образом ритуального содержания.
Последние составляют поздневедийскую литературу.
Древнейшая из вед – Ригведа (букв. «веда гимнов») содержит
преимущественно славословия арийским богам. Ее излюбленный герой – бог Индра,
который совершает свой главный подвиг: громоподобным оружием – ваджрой он
поражает демона Вритру, бесформенного и страшного, удерживающего небесные воды
(последние уподобляются стадам коров). После победы, одержанной Индрой, льются
потоки воды, коровы бегут к водопою. Вселенский Хаос уступает место
космическому Порядку – и так вплоть до окончания нового цикла, когда демон
вновь должен быть повержен светлым богом, мчащимся на колеснице с ваджрой в
могучей руке. В мифологии Авесты есть персонаж по имени Веретрагна (букв. –
«убивающий Веретру», т. е. Вритру). Следовательно, весь миф об Индре и Вритре
имеет общеарийское происхождение.
Из великих богов индоариев следует назвать еще премудрого судию Варуну,
который хранит космическую Истину – Риту (полное соответствие авестийской Арты).
С подземным миром у индоариев связан бог Яма – сын солнечного Вивасванта (ему
соответствует авестийский Йима, сын Вивахванта). Индоарийские боги и их земные
почитатели впадают в экстаз после ритуала питья галлюциногенного напитка – сомы
(аналог хаомы у иранцев).
Сравнение Ригведы с Авестой показывает, что основа той и другой
религиозной поэзии относится к эпохе единства ариев, т. е. ко времени до их
разделения на иранцев и индоариев и прихода последних на территорию Индостана.
Судя по ведийской литературе, индоарии вели полукочевой образ жизни,
разводя крупный рогатый скот и оставаясь на одном месте лишь до тех пор, пока
не истощатся пастбища. Их материальный быт не отличался сложностью, поэтому
археологи до сих пор затрудняются в определении следов их передвижений.
Общественные отношения у ариев были патриархальными: в отличие от жителей
Хараппы в огромном пантеоне индоариев почти нет женских персонажей.
Так как сами арии жили в кибитках или непрочных хижинах, то и для своих
богов они не строили храмов, а также не имели их изображений – идолов. В гимнах
Ригведы отражены отдельные антропоморфные черты богов, но это скорее чисто
поэтические образы («могучие руки Индры», «златые волосы солнечного бога»).
Божества воспринимались довольно абстрактно. Жертвоприношения совершались на
огне алтаря, а боги насыщались, вдыхая дым от сжигаемого мяса, масла, молока,
зерен ячменя или пшеницы.
Две социальные категории занимают особое место в Ригведе. Первая – риши
(провидцы), мистически «видящие» гимны, которыми они должны восславить того или
иного бога. К этим риши возводят свою родословную жрецы-брахманы, произносящие
ведийские заклинания во время принесения жертв богам. Вторая категория –
племенные вожди, которые стоят во главе соплеменников в момент военных стычек
за стада скота и тучные пастбища. Они сражаются на колес
|
|