Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
м Ксенофонтом. Греки 
были наняты сатрапом одной из областей Малой Азии Киром Младшим, который хотел 
свергнуть с престола своего старшего брата. В решающей битве незадачливый 
претендент на трон погиб, и сразу вся экспедиция потеряла смысл. Персы, выманив 
греческих военачальников якобы для переговоров, коварно умертвили их. Но даже в 
столь неблагоприятных обстоятельствах греки, преследуемые персидской армией, во 
много раз превосходившей их по численности, смогли пройти тысячи километров – 
от Вавилона до севера Малой Азии – и вернуться на родину.
      Поход этот показал, что держава Ахеменидов, несмотря на сотни тысяч тонн 
серебра, накопленные в царской сокровищнице, и кажущееся всесилие «великого 
царя», – колосс на глиняных ногах. Развернулась подготовка нового похода на 
Восток. И когда греков удалось объединить под началом македонского царя, гибель 
самого крупного государства Древнего Востока стала лишь вопросом времени. Поход 
Александра Македонского открыл новый период мировой истории – эпоху эллинизма.
      Держава Ахеменидов была гигантским и сложным организмом, зачастую 
искусственно составленным из разнородных частей. Таким же представляется и ее 
официальное искусство. В архитектуре и скульптуре Персии заимствовался опыт уже 
погибших держав Передней Азии, и прежде всего Ассирийской. На строительстве 
великолепных дворцов в Сузах и Персеполе работали лучшие мастера, привезенные 
из всех областей державы. Здесь смешиваются мотивы собственно иранские с 
греческими, египетскими, вавилонскими. Синтез Востока и Запада, характерный для 
эпохи эллинизма, был подготовлен двумя столетиями существования державы 
Ахеменидов.
      

      Воины персидского царя [Рельеф из Персеполя]
      
      Черты ахеменидской культуры прослеживаются и в государстве Селевкидов 
(IV–I вв. до н. э.), которое после смерти Александра унаследовало основные из 
завоеванных им территорий Азии. Ахеменидские традиции возрождались и после 
свержения греко-македонской династии в государствах, управлявшихся уже не 
греческой, а местной, иранской знатью, – в Парфянском царстве (III в. до н. э.
 – III в. н. э.) и при династии Сасанидов (III–VII вв.).
      Южная Азия 
      На территории Южной Азии расположен ряд современных государств: 
Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, а также Шри-Ланка, Непал и др. Когда же 
мы говорим о периоде древности, то весь субконтинент называем Индией. Древняя 
история региона связана главным образом с Северной Индией – областью между 
бассейнами рек Инд и Ганг.
      Между северо-западной и северо-восточной частью Индии есть определенные 
различия: в бассейне Ганга климат более влажный, а почвы зачастую твердые, что 
затрудняет их вспашку. Различны и возможности для внешних связей. 
Северо-западные районы граничат с Афганистаном и Ираном, откуда время от 
времени приходили в Индию и торговцы, и завоеватели. Северо-восточные районы 
расположены близко к Юго-Восточной Азии, но в древности контакты с нею были 
слабыми из-за труднопроходимых гор и джунглей. Так же сложно было наладить 
связи с северным соседом – Китаем: этому препятствовали самые высокие в мире 
горы – Гималаи.
      Цивилизация долины Инда 
      В долине Ганга найдены остатки небольших поселений III–II тысячелетий до 
н. э. Жители их умели изготавливать изделия из меди, но жили в условиях 
первобытного хозяйства с преобладанием таких занятий, как охота и рыболовство.
      Значительно более развитая культура сложилась в бассейне Инда. Ее 
называют хараппской по наиболее крупному центру. Наряду с Хараппой такое же 
значительное поселение существовало на месте современного Мохенджо-Даро (само 
название на местном разговорном языке означает «холм мертвых»). Дома в том и в 
другом городе (и во множестве иных, более мелких) строились из обожженного 
кирпича стандартной формы и размеров. Они плотно примыкали друг к другу и 
нередко были двухэтажными.
      

      Печать с изображением единорога и надписью [Из Мохенджо-Даро]
      
      Характерна двухчастная планировка города: над жилыми кварталами Нижнего 
города возвышалась цитадель. В ней находились постройки общественного 
назначения, и прежде всего огромное зернохранилище. О том, что в городе была 
единая власть, свидетельствует регулярная планировка: широкие прямые улицы 
пересекались под прямым углом, деля поселение на большие кварталы. Сохранилось 
немало изделий из металлов, иногда весьма искусных, а также памятники 
письменности. Все это позволяет считать хараппскую культуру не первобытной, а 
принадлежащей эпохе цивилизации.
      Происхождение создавшего ее народа еще не вполне ясно, так как дешифровка 
письменности не закончена. Наиболее правдоподобна гипотеза о том, что язык так 
называемых протоиндийских надписей близок к дравидийским языкам, 
распространенным ныне преимущественно на крайнем юге полуострова Индостан 
(тамильский, малаялам). А так как в отдаленном родстве с дравидийскими языками 
находился язык Элама, то предполагается, что за несколько тысячелетий до нашей 
эры эламо-дравидийская языковая общность занимала обширные территории – от 
Индии до района, примыкавшего к юго-восточной части Шумера.
      Судя по тому, что основные центры цивилизации тяготеют к долинам Инда и 
его притоков, земледелие, вероятно, основывалось на ирригации. Индская 
цивилизация, видимо, может быть причислена к «цивилизациям великих рек». 
Археологические материалы доказывают, что развивалась она не в изоляции: через 
Иран и Среднюю Азию, а также вдоль морского побережья тянулись пути из Хараппы 
в Месопотамию. Найдены п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-